Как строилась модель маленького биплана

Вступление

Началось все неожиданно. На второй день нашей очередной «авиамодельной конференции» нам с Термитом пришлось сделать маленький самолет для того, чтобы показать его в школе детям из технического кружка (там как раз мой сын занимается). Сначала детям был продемонстрирован мой самолет 1.5 метра (как раз после того, как его случайно «уронили» на пол, когда собирали Акиллу — т.е. с отломаной моторамой :) ). А так как я когда то дал себе обещание не летать на школьном стадионе, то детям был обещан маленький самолетик.
В общем — вечером того же дня, пока Термит работал над хвостом JetB, было начато строительство.К сожалению, изначальных (оригинальных) чертежей не сохранилось… поэтому все будет видно по фотографиям.
Краткие технические характеристики, которые планировались в самом начале (надеюсь я сейчас их правильно вспомню):

Тип: плосколет из потолочки.
Размах крыльев: 70см.
Площадь крыльев: 8дм2.
Расчетная масса: около 320 грам (из которых 180грам отводилось на апаратуру).

Но все планы были коварно нарушены прямо в начале постройки… поэтому давайте по порядку.
Впрочем, можно быстро заглянуть на электронику, использованую в самолете.

Постройка

Крылья решено было делать из двух частей. (все же лист потолочки — 50см, а после обрезки краев — около 48). И вот тут я как всегда в таких случаях — ошибся :)

Я разметил и вырезал две одинаковых консоли. Обьясню: лист потолочки неодинаков с обоих сторон. С одной стороны он более гладкий и лучше чтобы консоли были ориентированы этой стороной вверх. А для этого они должны быть вырезаны зеркально… а не так как я их вырезал.
И вот здесь планы были нарушены: Термит, оторвавшись от хвоста джеты, посмотрел на вырезаные две консоли и задумчиво сказал «а вырежь еще две таких? Только зеркально этим. Получится биплан»
А ведь ТОЧНО! Биплан! Это ж хорошая мысль! Все наши расчеты сразу же были признаны недействительными (еще бы — площадь увеличивается почти вдвое :) )

Размеченые и вырезаные консоли, сложеные назад (ну очень похоже на чертеж)

При разметке очень удобно пользоватся угольником. Очень ускоряет процес.

Размеченый, вырезаный и сложеный назад фюзеляж.

Начало склейки. Нижнее крыло. Использовался клей ППУ (пенополиуретановый клей)

Наклеено верхнее крыло, и вклеен киль. (как оказалось потом — вклеен криво.). Еще вклеен передний шпангоут из бальзы. Он же будет частью моторамы

Вырезаная деталь обшивки хвостовой части фюзеляжа. Вырез сделан под киль.

Вклеиваем вырезанную деталь на место. Обрезать по форме фюзеляжа можно будет потом. Точно так же делаем нижнюю часть. Разве что выреза уже не нужно делать. Кроме того — перед этим вклеиваем шпангоуты в фюзеляж — один перед передней кромкой верхнего крыла, второй — за задней кромкой нижнего крыла. Можно было бы конечно и не вклеивать, но вес уже экономить не надо, у нас очень большущая площадь крыльев…

На фотографии видны две деревяные палочки. Они будут нужны в качестве расчалок между крыльями

На фотографии не видно, но расчалки уже установлены и посажены на ППУ. Нижние крылья приклеены бумажным скотчем к нижней поверхности, а под верхние крылья подложены одинаковой высоты пенопластовые бруски (это чтобы выровнять и зафиксировать растояние между крыльями, пока сохнет ППУ)

Пока расчалки клеятся, Термитом были подготовлены и распечатаны наклейки на фюзеляж.
Хотелось все же красивый самолетик :)

Хм.. обратите внимание на то, чем зафиксирован самолет. Вот эта центральная страшная синяя штуковина — это липолька на 8 ампер-часов. Именно от нее будет питатся JetB, постройка которого УЖЕ прервана, потому что Термит таки не выдержал и начал мне активно помогать с бипланом (и не только наклейки)

Наклейки вырезали, теперь делаем стабилизатор. Вырезаные детали соединяем скотчем, помня, что они должны свободно вращатся относительно друг друга.

(Стачиваем по диагонали нижние кромки, наклеиваем на положеные вместе детали сверху полоску скотча, потом складываем их вместе (руль высоты поворачиваем, пока не ляжет на стабилизатор сверху) и опять скотчем, но с другой стороны — как бы оборачиваем сложеные детали)

Делаем в фюзеляже вырез под стабилизатор.

Примеряем и вклеиваем стабилизатор

Точно так же выравниваем стабилизатор по высоте кусками пенопласта.

Наклеиваем на стабилизатор качалку (кабанчик)

Устанавливаем сервомашинку для стабизатора

Устанавливаем на сервомашинку фиксатор тяги. Удобнейшая вещь! Никаких люфтов, очень быстро крепится и регулируется.

Устанавливаем такой же фиксатор и на кабанчик. Отрезаем нужной длины карбоновую тягу и устанавливаем ее в фиксаторы.

Примеряем на биплан движок.

Не, ну это шутка конечно :) Вряд ли биплан сможет выдержать восьмиамперную липольку :)
Но если серьезно, то давно пора описать электронику, которая будет установлена на биплан:

Электронная и силовая часть самолета

Мотор:

Бесколлекторный Outrunner hexTronik 1500 об./вольт с током нагрузки 9 ампер

Бесколлекторный Outrunner hexTronik Мотор

Кстати.. это тот же самый мотор, который использовался полтора года назад, при событиях, описаных в статье: Как строился самолет

Аккумулятор

Трехбаночная липолька 800мАч (Turnigy 800mAh 3S 30C Lipo Pack)

Трехбаночная липолька 800мАч

Регулятор

Регулятор скорости Hobbyking SS Series 18-20A

Регулятор скорости

Пропеллер

 

 

Вот только по ссылке он оранжевый почему-то :) Хотя мне приехали черные.

Цанговый зажим для пропеллера

Цанговый адаптер для моторов KD с диаметром вала 3мм.

Цанговый адаптер

Были взяты с запасом… почти что расходный материал. К сожалению — от аварий не застрахуешся полностью, а при ударах в землю — цанги гнутся. И рано или поздно наступает момент, когда цангу лучше заменить.. а не выправлять.

Радиокомплект на 6 каналов 2.4ГГц

Приемник/передатчик Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2 (Mode 2 газ слева)

Радиокомплект на 6 каналов 2.4ГГц

Понятно, что эта аппаратура будет использоваться не только для этого биплана :) .

Рулевые машинки

HKSCM9-6 Однопроцессорная, 10г цифровая микро машинка (6в) 1.6кг, 0.07сек

Цифровая сервомашинка

Цифровые сервомашинки… очень приятны в использовании. Очень точно держат заданое положение.

И всякие полезные и приятные мелочи:

Фиксаторы тяг

Фиксатор тяги (10 шт.)

Фиксатор тяги

Полезные, точные, безлюфтовые фиксаторы. Но очень требовательны к точности установки кабанчиков и сервомашинок. Поэтому когда пользоватся этими фиксаторами — лучше кабанчик и сервомашинку до последнего момента не садить на клей. А сначала соединить их тягами, зафиксировать ее, аккуратно все выровнять, чтобы не было перекосов при движении качалки машинки… и уж только потом клеить.

Тяги.
Карбоновый стержень (сплошной) 1.8×750мм. Можно в принципе использовать было деревяные шампуры.. но это не так технологично. Но у карбона есть один минус (финансовый :) ) ) — сам по себе он недорогой относительно. Но вот для него требуется довольно таки весомая упаковка (и за этот вес придется платить). А больше минусов нет :)


Продолжаем описание постройки:

Приклеиваем элероны на скотч (так же как и стабилизатор), устанавливаем для них сервомашинку, кабанчики, фиксаторы, тяги…

В процесе сборки наклеиваем наклейки. Вот самолет в почти готовом состоянии.

Настраиваем элеронные тяги (двигаем тягу по фиксатору, добиваясь правильного расположения элеронов)

Взвешиваем самолет вместе с липолькой и мотором. 230 грам! Интересная цифра… ведь тяга моторчика, как оказалось — около 500 грам.
Становится немножко страшновато. Мало того, что площадь крыльев в два раза больше расчетной (биплан :) ), так еще и вес меньше расчетного :)
Ладно, продолжаем.

Вид на установленные и настроеные элеронные тяги, и на отсек липольки. Для правильной развесовки она должна быть там. А то уж сильно передняя центровка получается…

Устанавливаем приемник на двухсторонний скотч. Крепим стяжками мотораму.

Вырезаем и собираем капот.

Более четкая фотография крепления мотора

Обещаная фотография расчалок (конци закреплены в одинаковых точках консолей. Поэтому плоскость расчалок наклонена вперед, из за сдвига переднего крыла относительно нижнего)

Ну и напоследок — фотка полностью собраного самолета. Гордый позывной МТ-360-А2 (уж не знаю почему такие цифры, а вот М и Т — это Механик и Термит :)
Ну и логотипы спасателей. Каких спасателей? Не знаете спасателей?!?! А как вы тогда попали сюда :) Ну да ладно — вот вам ссылка: Портал спасателей

Фотография снизу. Синие полосы наклеены для визуального распознавания самолета в небе. Даже не самого положения самолета в небе.. А его ориентации (вверх или вниз крыльями)

А дальше был первый полет…

Но об этом чуточку позже :)


Как строилась модель маленького биплана: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>