Полеты и аварии радиоуправляемой модели биплана МТ-360А2

Напомню, эта радиоуправляемая модель биплана был построена для того, чтобы продемонстрировать ее детям в школьном кружке моделирования. В тот день, когда были занятия кружка, мы с Термитом отправились в школу. Решили, что пилотировать биплан будет Термит, как наиболее опытный пилот.
Детям модель биплана очень понравилась, поэтому всем составом пошли на школьный стадион.
Запускали с рук, так как шасси не было предусмотрено вообще, а приземлять самолет планировали в высокую траву. Перед этим, дома попробовали покидать биплан в мягкий детский домик (тот самый, на котором я испытывал свой первый радиоуправляемый планер). Вроде планировал неплохо, но интересно было, как он поведет себя с включенным мотором…

Первый полет радиоуправляемой модели биплана

Очень обидный. Модель сразу после броска сразу же по непонятной траектории врезалась в землю.

По словам Термита – он даже не успел ничего сделать. Благополучно свалив все на ветер (а он и правда был чуточку сильнее чем надо для такого маленького самолета), мы отправились назад в школу. Дальше по плану я должен был показать детям, как вырезать планер из потолочки, а Термит – продолжать работу над радиоуправляемой реактивной моделью самолета JetB.
Фотографии биплана после аварии

Вернувшись со школы, где дети успешно сделали десяток одинаковых пенопластовых планеров, я тоже включился в работу над JetB. Но при этом – помня, что скоро можно будет поехать снова на дачу полетать, да и имея под руками «Чемолан» – пенополиуретановый клей (ППУ), быстро восстановил модель биплана после аварии

Когда пришло время первых ходовых испытаний полусобранного реактивного самолета JetB, на стадион было выведено три самолета: JetB, тренер из потолочки и биплан.
Все это планировалось испытать. Но, конечно же, сначала сфотографировать.

Биплан тогда запустить не удалось. По простой причине – приемников всего два на три самолета. В JetB приемник уже был очень далеко запрятан, а настройки управления тренером и бипланом были существенно разные на тот момент. Кажется, один из каналов был инвертирован. Поэтому в тот день были только полеты на тренере и обкатка JetB.

Вторая серия полетов радиоуправляемого биплана

В очередную поездку на дачу мы с Термитом взяли с собой биплан, тренер и JetB, собираясь полетать. Забегая наперед – JetB мы так тогда и не испытали. Слишком уж много осталось доделывать, и слишком уж много было накладок. После очередной накладки Термит вдруг сказал: «Ты знаешь, сегодня не будем летать на JetB». Итак этот день был целиком посвящен полетам на биплане и тренере.
О этой серии полетов на тренере – отдельная миниистория, а про биплан сейчас расскажу :)

Первым дело мы сошли с дороги в густую высокую траву. Замечательный полигон для посадки биплана (да и для тренера тоже наверное неплохое было бы).
Первая попытка принадлежала Механику (т.е. мне :) ). Неудачная. Вот видео

Самолет очень и очень резво сошел с рук и несмотря на все попытки удержать его в воздухе – упал в траву. Без последствий, трава с честью справилась со своей посадочной функцией Теперь я хоть понял, чего мне ждать от маленькой радиоуправляемой модели биплана, и поэтому вторая попытка тоже была моя.

А вот она была удачная! О, что это был за полет! Ощущения и впечатления буквально взрывались наружу. Поэтому просьба не слишком принимать к сердцу все восклицания Термита.

Из моих впечатлений. Очень приятная модель. Совершенно дикая и необузданная. Ну, еще бы! Такой маленький размах крыла для такого диаметра пропеллера и такого крутящего момента мотора. У меня привычка – разворачивать cамолеты по курсу при помощи крена (рулем направления я никогда не пользовался, впрочем на биплане его и не было). Так вот, биплан можно было развернуть таким образом только в ОДНУ сторону. Во вторую он отказывался разворачиваться. При любой попытке дать крен и ручку на себя для поворота – он немедленно выпрямлялся и летел прямо, упорно сопротивляясь желаниям пилота. А вот в другую сторону он поворачивал очень резво. Слишком резво :)
В конце концов – я завел его в траву и сбросил газ.

После этого за пульт взялся Термит. Понятно, что, понаблюдав за моделью, он учел все мои ошибки, да и впрочем, опыта у него все таки действительно побольше, чем у меня. Как следствие, модель биплана слушалась его лучше, чем меня.

После полета – Термит был очень и очень довольный :)

Вторая авария радиоуправляемого биплана

Два рабочих самолета?
Ведь это можно сразу две аварии сделать! :)

После отъезда Термита, у меня осталось два полностью рабочих самолета (и один полурабочий…, это я о JetB, силовая часть которого была закономерно забрана Термитом с собой). Словом, чуть ли не на следующий день (не помню уже) я пошел летать на поле за школьным стадионом. Взял с собой только биплан (и всю свою семью :) ).
Вот видео полета:

Бортовое видео радиоуправляемой модели биплана (громкий звук!)

Да, к сожалению, аварии вернулись. В шутку или всерьез, но пока Термит был у меня в гостях, у меня не было ни одной серьезной аварии. А как только он уехал…
Ладно. Думаю, это почти простительно, учитывая, что самолет пришлось бросать мне. При этом первые секунды самолет должен был пролететь самостоятельно, на выставленных триммерах. Т.е. выставил средние обороты, кинул …, и тут же за ручки управления, если успел. Я то, конечно же, успел, но пока я тянулся к ручкам, самолет очень резво задрал нос…, и стал не слишком управляем. Одним словом, справиться с управлением мне не удалось. Я даже не успел выключить движок, и самолет после удара еще протянуло по земле.

Вот фотографии последствий

Самолет был быстро восстановлен. Попутно были заменены наклейки, изрядно подпорченные двумя сильными авариями (самая первая, перед детьми, и та, о которой я только что написал). На крышку кабины были поставлены магнитные защелки. Бортовую камеру решил крепить вот так, как на этом видео.

Удачные полеты радиоуправляемой модели биплана

Не совсем точное заглавие, если придираться… Ну, та ладно :) Кстати, обратили внимание на фотографиях, как модель самолета все больше и больше покрывается шрамами? Я мог бы и не описывать всего этого – почти обо все поведал бы сам самолет. Но все же именно «почти», потому продолжаем…

Самый длинный полет радиоуправляемого биплана

Летать пошли на то же самое поле. Тоже всей семьей (на видео, кстати, ее видно). Смотрите видео.

Это был самый удачный полет этого самолета. На малом газу управляется просто отлично. Возможно, это из-за того, что во время последнего ремонта была существенно увеличена площадь киля.
Подробно описывать полет нету особого смысла – ведь все видно на видео, а чуть ниже можно будет глянуть и бортовое видео. Учитывая прошлую ошибку при старте – кидал более полого, на оборотах чуть меньше чем раньше. Перед этим пару раз кинул биплан в траву, чтобы оценить, как он планирует. Пришлось чуточку подкрутить триммер руля высоты. После взлета быстро справился с самолетом, а дальше просто наслаждался управлением. Посадил просто на землю, без каких либо последствий.

Бортовое видео (внимание! Громкий звук!)

После полета я первым делом потянулся к бортовой видеокамере, чтобы остановить запись, и с огорчением увидел, что она выключена. К сожалению, это стало водиться за моей камерой, когда она отказывалась в некоторых случаях нормально записывать видео. Впрочем, как вы уже поняли – не на этот раз. Да, видео обрезанное, не хватило десятков секунд до посадки, но зато основная часть таки сохранилась. Это был самый приятный сюрприз за этот день.

Следующий полет был коротким и аварийным. Причина – моя невнимательность. Во время полета я вернул триммер руля высоты на нейтраль, чтобы было удобнее летать. А перед этим стартом забыл его подкрутить на взлетный режим. Самолет, пролетев после броска всего десяток метров, воткнулся в землю. К ручкам управления я не успел.

Кстати, после этого в тот день еще был один полет на тренере. Драматичный :)

Самая страшная авария биплана

Особых повреждений не было, поэтому через день, быстренько подклеив ППУ все то, что отвалилось, пошли летать снова. Из-за весьма сильного ветра – полеты были весьма интересными. Их было четыре.
Первые два – видео только с борта. Не помню совершенно, почему нету видео со стороны :(


Следующих два полета на видео идут подряд. У этого ситуация обратная: нету бортового видео, зато есть внешнее. К сожалению, из-за странного поведения камеры – она постоянно теряла фокус, из-за чего самолет терялся из вида.
Пока не посмотрели видео, могу только сказать, что первый раз управлял самолетом против ветра. Забавно было наблюдать, как махонькая модель самолета еле-еле ползет против ветра. Но управлять было тяжело. Очень. Понятно, что первый полет был недолгим. Где-то в метре над землей, улучив момент, выключил движок, и самолет неаккуратно приземлился на землю.
А вот второй полет… тут уж смотрите сами :)

После неаккуратного приземления в первом полете, скорее всего одна из консолей надломилась. И в следующем полете аккуратно сложилась. После ТАКОЙ аварии, я просто не смог удержатся и не наложить звук на это видео :)

Занятно, но когда самолет начал падать вниз – визуально кажется, что он цел, и крылья не переломаны. Еще более занятны слова Термита: «умиляет полный газ перед падением». Действительно, в последние мгновение перед крушением – я дал полный газ в наивной мысли, что можно как то выровнять самолет. Ага, как?! Крыло то переломанное :)
Вообще, самолет вел себя очень странно после отрыва консоли. Было как-то так: полет, отрыв консоли, мысль «это плохо», быстрый перебор вариантов, выключение двигателя, падение, включение двигателя. Что самое интересное, пока движок не отключил, было впечатление, что самолет будет продолжать порхать в воздухе. Может быть и порхал бы? Но что было, то уже было.

Последствия аварии были весьма страшненькими. Биплан по сути был разломан в хлам.

Несмотря на совет Термита – не восстанавливать это, я его не послушался. Жалко ведь…

Обратите внимание, сколько шрамов на крыльях и корпусе

Последний вылет радиоуправляемого биплана

Отремонтированный самолет, весь покрытый боевыми шрамами, был в последний раз отправлен в управляемый полет 28 октября 2011 года. Полет был хаотичным, сложноуправляемым и коротким. Справиться с самолетом мне не удалось. После падения оказалось, что треснул фюзеляж. Но так как самолет держался, то было решено отправить его в его в еще один полет. Этот полет был еще более коротким – через пару секунд после пуска фюзеляж окончательно развалился и самолет сам себя пару раз рубанул работающим пропеллером. Зрелище было своеобразное. К сожалению видео только внешнее, да и то – на цифровую мыльницу. Поэтому качество соответствующее.

Радиоуправляемая модель биплана из потолочки. Последний ремонт

Эпилог, или Последний ремонт радиоуправляемого биплана

После полетов было принято решение: демонтировать всю электронику, корпус восстановить. Для истории, потому что такой самолет не заслуживал, чтобы его выкинули на свалку. Это и было сделано.

На восстановленный корпус была установлена моя самая первая цанга с теми самыми двумя кусками пропеллера, которые я собрал после девятой аварии моего тренера. Т.е. та цанга, которая давала настолько сильные вибрации, что отрывались провода от регулятора.

Маленький радиоуправляемый биплан, построенный с 12 на 13 октября 2011 года, прожил всего полмесяца, совершив при этом пару отличных незабываемых полетов.


Полеты и аварии радиоуправляемой модели биплана МТ-360А2: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>