Окончание постройки и летные испытания радиоуправляемой модели реактивного самолета JetB

Прошло уже больше полгода с момента постройки радиоуправляемого реактивного самолета JetB, а я все еще не описал до конца этот процесс. Рассказ был окончен как раз перед моментом тестирования JetB на школьном стадионе, нужно было проверить правильность установки угла носовой стойки шасси и при необходимости отрегулировать ее.

Но, кажется, об установке шасси я еще не рассказывал. Хотя там вроде не слишком сложно. Для основной стойки было спроектировано и вырезано из фанеры крепление ее к фюзеляжу. Хм, это единственная фанерная деталь, которая присутствует в реактивном самолете JetB (Термит еле-еле согласился :) ). Вырезанные детали были собраны на ППУ вместе со стойкой шасси, и полученная конструкция была вставлена в проделанный в фюзеляже вырез. Помню, что когда я выпиливал этот вырез — то Термит снял меня на видеокамеру. Потом по аське всем рассказывали, что нам надоело делать самолет и мы решили распилить его на куски.

Мда, взгляд у меня весьма маньяческий %) Вставленная стойка шасси была аккуратно залита ППУ (без фанатизма… вы еще же помните об особенности пенополиуретанового клея: он весьма сильно расширяется и пенится. Ведь по сути это родственник монтажной строительной пены). Передняя стойка шасси была прикручена к переднему шпангоуту фюзеляжа. На этом этапе носовой части фюзеляжа еще не было.

Итак, самолет был почти готов к полету. Все сервомашинки уже были установлены, включая и сервомашинки на консолях. Для сервомашинок элеронов и закрылков были спаяны удлинители-разветвители, чтобы подключать их на один канал приемника. Если интересно, то есть видео тестирования элеронов и закрылков радиоуправляемого реактивного самолета.

Поход на стадион. Несли с собой целых три самолета: JetB, ЛМ-07 (который к тому времени еще не носил этого имени) и маленький биплан (который был восстановлен после своего бесславного падения на этом же стадионе перед третьеклассниками). О полетах последних двух самолетах я уже тут рассказывал, теперь вот пришла очередь написать о реактивном самолете JetB, хотя… если честно, то ничего интересного там не было. Просто самолет чуточку покатался по стадиону. Взлетать даже и не пытались, потому что аккумулятор никак не был закреплен. Вот, если интересно, видео подключения силового аккумулятора… в процессе там проскакивает хорошая такая искра.

После обкатки и настройки передней стойки самолет был забран домой, где над ним продолжили работу: изготовление носовой секции, установка аппаратуры FPV, обтяжка стеклотканью, окраска…

Во время поездки на дачу была сделана попытка доделать его и поднять его в воздух, но мы тогда потратили время на маленький биплан, и когда принялись за JetB, то поняли, что не успеваем — темнело слишком быстро. Помню, что когда обнаружилась очередная недоработка — Термит сказал, что полетов на JetB сегодня не будет, а то к добру это не приведет. Поэтому реактивный самолет был загружен назад в машину, а мы принялись за ЛМ-07.

Забавный факт. Мы ведь всерьез хотели быстро подготовить JETb к полету, включая и его окраску. НО… на холоде краска отказывалась распыляться нормально и не ложилась ровно. Надо было балончики с краской как то нагреть.. но где ж их нагреешь на поле?! И тут взгляд Термита упал на мой ВАЗ 2106 с нагретым мотором. Так и пытались покрасить крыло, бегая за балончиками с краской, которые лежали около разогретого мотора. Помнится, я еще боялся что балончики взорвутся, перегревшись :)

В тот день над JetB в течении нескольких долгих часов мы с Термитом трудились, обтягивая его стеклотканью. Мелкие недоработки были устранены, и самолет был полностью готов к полету.

День облета радиоуправляемой модели реактивного самолета JetB

На вечер следующего дня у Термита были взяты билеты на поезд, поэтому с утра принялись за окраску самолета. К сожалению, на этом этапе самолет был весьма некрасиво испорчен :( А не надо было красить фюзеляж, не дождавшись полного высыхания эпоксидки. В результате, при окраске фюзеляжа из баллончика разъело пенопласт под стеклотканью, и на красивых гладких обводах фюзеляжа радиоуправляемого реактивного самолета появились уродливые шрамы :( Но исправлять уже было некогда, да и сложно.

А вот крыло  покрасилось более красиво. Взошло солнышко, подогрело все вокруг и краска ложилась красиво и ровно (хотя да, на улицу взяли с собой ведро кипятка, в котором плавали балончики с краской :) ).

Окрашенный реактивный самолет с наклеенными на него наклейками с гордым названием JetB, был погружен в машину, и мы отправились на летные испытания.

Перед полетом было сделано несколько фотографий. Кстати… одну из фотографий вы уже видели в самом верху страницы — это логотип этого сайта :)

Сначала была сделана обкатка реактивного самолета.

По словам Термита — рулить на полной скорости им было невозможно: самолет просто опрокидывался. Наконец, Термит вырулил на взлетный курс и дал полную тягу. И после первого же виража наша радиоуправляемая модель реактивного самолета показала свой нрав…  Впрочем, смотрите видео:

Термиту чудом удалось вывести самолет из пикирования. Из интересных моментов. Был один неудачный заход на посадку, который чуть не закончился фатально (если бы не особенность полевой дороги в том месте, где обочина была где-то на метр-полтора ниже основной дороги). Самолет коснулся колесами асфальта, и видимо Термиту что-то не понравилось, потому что он дал полную тягу и взял ручку на себя. Но самолет все равно сошел с дороги и плавно ушел на обочину, где его таки удалось поднять вверх. Еще один момент — при выпуске закрылков реактивный самолет резко начинал набирать высоту.

В общем, самолет сажали на 50% выпущенных закрылков. Посадку тяжело назвать сильно удачной, потому что из-за криво установленного импеллера, самолет не хотел лететь идеально ровно, вследствие чего сошел с дороги и скапотировал на полной скорости в траву на обочине. Было выломано крепление передней стойки, погнута тяга… Но, в целом самолет был невредим. Пару капель суперклея — и все было бы нормально, если бы не одно обстоятельство: у нас его не было с собой. Полетов на JetB в тот день (да и потом тоже) больше не было.

После полета случилась самая большая неприятность, связанная с JetB: было утеряно видео, записанное с FPV. Глупая ситуация, когда забыли переименовать файл, и он был перезаписан другим сеансом записи :(

Учитывая, что целью постройки самолета было именно испытание аппаратуры FPV, это был полный провал. Видео восстановить так и не удалось.

В тот день с JetB была снята вся электроника (импеллер, аккумулятор, регулятор), а сам самолет был помещен на хранение на балкон, где он и дожидается следующей серии полетов….

Продолжение следует…

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>