Как строилась модель реактивного самолета. Крылья

Вступление

Прошлый раз я описал все фазы постройки фюзеляжа для реактивного красивого самолета. Теперь пришло время рассказать обо все остальном. Жаль только, что слишком много времени я собирался это описывать. Многое забылось, к сожалению. Ну, делать нечего — будем вспоминать :)

Вообще, постройка этого самолета началась неожиданно. В переписке по аське, датированной началом осени 2011 года, Термит вдруг неожиданно сказал: «а вот как приеду к тебе, привезу импеллер, и как построим самолет!» И ведь так и случилось! Несмотря на то, что идея отдавала неким налетом фантастики и странности. Ну представьте себе: едет человек из России чуть ли не тысячу километров, везет с собой здоровенные литий-полимерные аккумуляторы, импеллер, крылья из бальзы, бальзу, сервомашинки… и прочие авиамодельные разности, потом в Украине в лихорадочном темпе всего за несколько дней вместе с товарищем строит модель самолета, и, сделав всего один полет на нем – уезжает обратно. Ну? Представили? А ведь так оно и случилось – да еще и покруче :) Но описание событий тех дней я еще сделаю, в виде отдельной истории, а сейчас, продолжим историю постройки самолета.

И так. По порядку. Начнем, пожалуй, с самой идеи, чертежей, и самого факта рождения первого наброска JetB. Именно так самолет должен был называться.  Его предшественник JetA — был построен в Санкт-Петербурге на основе корпуса от самолета–тренера БАС-41 Бориса Стратулы, и крыла от Вопящего Орла, сделанного Термитом задолго до этих событий. (Хм…  того самого Вопящего Орла, на котором летала Гайка с Рокки из мультфильма Чип и Дейл :) .

Компоновка самолета

Вот так самолет должен был выглядеть со стороны и сверху. В носе – желтым показана кабина, которую предполагалось сделать из прозрачного материала, а внутри установить FPV камеру. Вообще – одной из основных целей постройки этого самолета было испытания FPV аппаратуры, которая должна была приехать Термиту перед поездкой. Большой синий прямоугольник – литий-полимерный аккумулятор. Импеллер над крылом на специальной мотораме. Красный маленький прямоугольник – регулятор (специально за импеллером, чтобы охлаждался потоком воздуха). Ближе к хвосту черным цветом показано предполагаемое расположение передатчика для FPV аппаратуры.
Оценить внешний вид самолета сверху можно по этой схеме

Планируемые технические данные:

  • Размах крыльев – 1.7 м.
  • Полетный вес – 3.5 кг .
  • Площадь крыла – 35 дм2
  • Расчетная нагрузка на крыло – 100г/дм2
  • Длина самолета – 1.4 м.
  • Мощность силовой установки – 1,5 киловат.
  • Тяговооруженность – около 0.8
  • Каналов управления – 5, из них:
    1. Тяга двигателя
    2. Элероны
    3. Стабилизатор
    4. Руль направления
    5. Закрылки

Список аппаратуры, которую планировалось поставить

Силовая установка:

Импеллер: 90mm EDF unit with 3553-1750kv Motor — 1500watt
Регулятор. Любой, на 70А. У нас был использован не слишком правильный, вертолетный регулятор.
Аккумулятор. Литий-полимерный 6-ти баночный на 8 Ампер-часов.

Управление

Элероны и закрылки: Сервомашинки с металлическим редуктором. 2.5кг/см
Стабилизатор, руль направления: Сервомашинка 6.9кг/см
Радиоуправление. Шестиканальная аппаратура

FPV-аппаратура:  900MHZ 1500mW

Подготовка к постройке

Было запланировано, что фюзеляж будет изготовлен мной, а крылья будут изготовлены Термитом. Еще до поездки. Процесс изготовления фюзеляжа я уже описывал. А вот процесс изготовления крыльев – к сожалению, так подробно описать не смогу. Попытаться, правда, можно.
Термитом был разработан подробный чертеж крыла реактивной модели самолета

Все нужные детали были в неспешном темпе вырезаны из бальзы и склеены низковязким суперклеем за четыре дня.
Сохранилось очень мало фотографий процесса собирания каркаса консолей. Вот несколько из них.

Почти готовое крыло. Только еще не обшитое. На фотографиях видна черная карбоновая трубка. Ее назначение – держать консоли вместе как одно целое при помощи деревянной палки круглого сечения, которая вставляется внутрь карбоновых трубок. На фотографии, кстати, Термит.

А вот еще фотографии. Почти готовые консоли. Уже обшиты тонкой бальзой, а одна даже обтянута стеклотканью. Провода, конечно же, были протянуты до обшивки.

Очень хорошо видны посадочные места на сервомашинки. Те, что ближе к корпусу – закрылки, те, что ближе к краю – элероны.

Вот в таком виде – это крыло и поехало с Санкт-Петербурга в Луцк. (А в это время – в Луцке уже полным ходом шла работа по вырезанию секций)

Начало постройки реактивной модели самолета

После того, как Термит, наконец-то приехал и мы почти разбили тот самолет, который он с собой привез, мы принялись за постройку JetB. Да да, он кроме аппаратуры и крыла к JetB вез с собой полный комплект ЕЩЕ одной модели самолета полетным весом в 3 кг. И это я не считаю всяких «мелочей» типа нетбука, фотоаппарата, Киевского Торта (проезжать через Киев и не взять оттуда киевский торт? – это неправильно :) ). Но я как всегда – отвлекся. Я все это еще опишу.

Так вот – когда мы наконец-то принялись делать JetB, мы распределили обязанности – Термит засел за проектирование бальзовых элементов конструкции (элероны, закрылки, стабилизатор и руль направления со своими рулями), а я как раз начал клеить секции фюзеляжа, попутно доставая фотоаппарат, и фиксируя на него все что происходило. (Это когда вспоминал об этом, потому что работа шла в очень быстром темпе – мы не очень успевали)

Остановлюсь на кратком описании технологии переноса чертежей модели самолета – в готовую конструкцию.
1. Подготовка заготовки. Подготовленный чертеж распечатывается на самоклейку. Причем она была сразу же под размер бальзовых пластин – т.е. шириной 500мм и высотой в 100мм (напомню – бальза чаще всего продается пластинами 100 на 1000мм)
2. Вырезание деталей. Самоклейку клеим на лист бальзы, и аккуратно, стараясь выдерживать перпендикулярность реза – вырезаем по контуру все детали. При качественной бальзе (она должна быть мягкой, точнее сказать – не слишком жесткой) и остром модельном ноже – можно получить вполне точные и аккуратные детальки. Еще очень хорошо помогал модельный коврик. Его фишка была в том – что его во-первых очень сложно прорезать модельным ножом, а во-вторых (и это самое главное) – он не слишком тупит лезвие ножа. На фотографии – как раз показан процесс вырезания.

3. Подготовка деталей. С вырезанных деталей аккуратно снимаем самоклейку, стараясь не повредить поверхность детали. Как правило – самоклейка снимается достаточно легко, но если поспешить – то можно вместе с самоклейкой оторвать часть бальзовой детали.
4. Сборка. Набираем в аппликатор низковязкого суперклея. Прикладываем детальку туда, где она должна быть – и капаем на стык чуточку суперклея. Он мгновенно пропитывает бальзу, затекая в стыки, растекаясь по порам как одной детали, так и другой – и так же мгновенно застывает. В результате – получаем практически моментально склеенные детали. При этом главное – не налить клея туда, где ваши пальцы… иначе будете потом отдирать бальзу от своих пальцев. Это если у вас нет нитрометана, которым можно растворить суперклей. Но лучше – аккуратно обращаться с низковязким суперклеем.

На фотографии показан собирания каркаса элерона. Уже практически готовый каркас, который нужно только обшить.

5. Обшивка каркаса. Для этого нам нужна бальза 1.5 мм толщины. Чтобы она при изгибании не треснула, мы будем пользоваться той же самоклейкой. Наклеиваем ее с одной стороны бальзовой пластины, берем какую-то оправку, в данном случае использовалась карбоновая трубка, и как показано на фотографии – изгибаем лист бальзы. Самоклейка – должна быть внизу. Так как при изгибании нижние слои бальзы растягиваются – то что-бы они окончательно не расслоились – вот тут то и приходит на помощь самоклейка – она им этого не позволяет. Хотя гнуть все равно надо аккуратно и постепенно. Саму оправку лучше закрепить в этот момент на столе. Столярными зажимами, например. Отличные штуки, между-прочим. Очень полезные :)

После этого, примеряем обшивку к каркасу. Лишнее срежем потом. Главное, чтобы не получилось наоборот, когда обшивочного материала не хватит на каркас. Кстати, для стабилизатора и руля направления – так оно и случится, если только одной пластиной пользоваться – чуточку ниже я опишу, что тогда делать. Снимаем самоклейку с обшивки. Аккуратно это делаем…

Для обшивки будем пользоваться не низковязким клеем (он ведь моментально схватится, не дав нам ни малейшего шанса исправить ошибки позиционирования), а средневязким, более дешевым, ну и более подходящий для наших целей.
Но с ним в паре весьма желательно использовать акселератор. Без него, в принципе можно и обойтись, но он убыстряет работу в несколько раз.

Намазываем переднюю кромку каркаса суперклеем.
Прикладываем каркас к обшивке. Если нужно чуточку подвинуть – двигаем. Средневязкий суперклей не застывает моментально. Единственное чего нужно избегать – не давите каркасом на обшивку, при давлении суперклей – может и схватится, не дав вам подправить положение каркаса.

После того, как вы уверены, что местоположение обшивки на каркасе правильное, набираем в аппликатор акселератор, и маленькими дозами наносим его по клеевому шву. Он очень текучий, поэтому – он быстро проберется во все поры – и за секунды схватит суперклей. Хоть баночка с акселератором имеет распылитель – но пользоваться им крайне не рекомендую. Во-первых – аппликатором можно дать акселератор точно туда, где он нужен, не тратя его напрасно, а во-вторых – зачем нам дышать акселератором? А, кроме того, распыляя акселератор, вы его получаете не только туда, где он нужен, а и туда где он не нужен. И когда будете туда наносить суперклей для остальных деталей, или для остальной части обшивки… то он сразу же и застынет, а вы даже не успеете деталь приложить. И конечно же, для акселератора нужно использовать отдельный аппликатор, а НЕ ТОТ, который используется для суперклея!!! Иначе получите испорченный аппликатор, а то и испорченный суперклей, или акселератор…

После этого намазываем ребра каркаса суперклеем, прижимаем к ним обшивку, и удерживая ее рукой – сверху по обшивке наносим акселератор. Как я уже говорил – он очень текучий – и запросто пробирается сквозь 1.5 мм (да и сквозь 3 мм тоже) бальзы к месту склеивания. Кстати, во время реакции акселератора с суперклеем выделяется весьма неплохое количество теплоты. И если вы клеите большие площади (как это было с моторамой) – можно запросто обжечься %). Так же клеим другую сторону обшивки.
А потом – обрезаем лишнее по краям.
Зашкуриваем заднюю кромку. Шкурить лучше на специальном бруске, на который приклеен кусок шкурки. Т.е. нужно выдержать прямолинейность. Стараемся не сошкурить лишнего. Делаем прорези для штырьковых петель.
И тут получаем облом. Их у нас, оказывается, НЕТ! А у нас вся конструкция элеронов и закрылков заточена именно под них. Это была очень неприятная новость. Но пока что вместо петель пытаемся использовать кусочки стяжки (для примерки используем, потому что стяжки как петли не очень подходят).

На фотографии внизу видно – как именно работает система «крыло-закрылок». При такой системе – будут очень малые аеродинамические потери.

Таким же способом было изготовлено 2 элерона и 2 закрылка.
После этого, Термит принялся проектировать стабилизатор и киль. На фотографии внизу как раз показан этот процесс. Правда, там уже каркас стабилизатора готов.  Ну, а я стал экспериментировать над самодельными петлями…

На этом пока что остановимся. Продолжение следует (надеюсь очень скоро)


Как строилась модель реактивного самолета. Крылья: 2 комментария

  1. Доброго дня. Мені дуже сподобався ваш блог. Все дуже ясно і чітко описано. Я як людина яка ніколи не бодувала авіа моделі все зрозуміло. Але є прохання. Не моглиб Ви мені скинути креслення для розпечатки. Хочу попробувати построїти свою першу авіамодель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>