Как строилась модель реактивного самолета. Продолжение

Самодельные штырьковые (копийные) петли

Итак, продолжаем. Как я уже говорил, штырьковых петель у нас не оказалось, так как Термит их забыл взять с собой. Обычные петли, что были у меня – не слишком подходили, так как вся конструкция каркаса крыльев и рулевых поверхностей была разработана именно под штырьковые петли.
Было перепробовано несколько вариантов самодельных штырьковых петель. Например – кусочки пустого стержня из шариковой ручки скрепленных леской. Вполне неплохие петли (если не считать микроскопических смещений «вверх-вниз» — если рассматривать петли на элеронах и закрылках на нормально стоящем самолете), но вот реализация. Ни эпоксидка, ни суперклей, ни ППУ (пенополиуретановый клей) не могли удержать леску внутри стержня. Т.е. – поставив такие «петли» на элероны – мы могли получить во время полете оторвавшийся элерон, тянущийся на тяге за крылом. А это почти неминуемая авария, что, конечно, было бы забавно понаблюдать, если бы не огромное количество сил, вложенное в постройку самолета. Но все же решение было найдено.

А придумалось вот что. Те же самые кусочки стержня от авторучки с леской. Но вместо того, чтобы просто вставлять леску в стержень и фиксировать ее там – в стержень вставлялась петля из лески.
Опишу, как оно делалось. Два сантиметровых кусочка стержня авторучки (пустого, конечно же, хотя на фотографиях видно, что в некоторых остались красные чернила на внутренних стенках), пару сантиметров лески (толщиной где то в 1 мм). Капаем каплю пятиминутной эпоксидки на леску (чуть в сторону от середины). Вставляем ее в стержень так, чтобы капля эпоксидки попала внутрь стержня. Ждем, пока эпоксидка затвердеет. Чтобы зря время не тратить – делаем за один раз несколько петель, вот как у меня – четыре будущих петли ждут высыхания эпоксидки. (Это первая партия, на которой отрабатывалась эта технология :) )

Важно, чтобы в стержне было хотя бы пару милиметров свободного пространства на краю. (Возможно 1 см будет маловато, можно взять 1.5 см). Обрезаем тот конец, который на фотографии сверху – оставляя где то сантиметр, или около того, и вставляем его в стержень, формируя петлю. Вот как на фотографии.

Хорошо видно петлю на левом кусочке стержня. Правый кусочек в этот момент находится в положении перед намазыванием клеем. Кстати, можно было  сразу вставлять точно так же готовую петлю в стержень на самом начале. Может так было бы лучше. Капаем каплю эпоксидки на петлю. Т.е. должна получится петля в капле эпоксидки. Желательно, чтобы петля лески была так как на фотографии – хотя бы с маленькой дыркой внутри. Тогда леска будет держатся прочнее.
Ждем, пока эпоксидка затвердеет. Забавная картина? А ведь не скажи я, что это будущие штырьковые петли – возможно бы и не догадались, что это на фотографии? Проделываем то же самое с другой стороны, но с одним нюансом – необходимо выдержать минимальное растояние между кусочками стержня, но при этом такое, чтобы петля могла изгибатся на нужный угол. Вот, на фотографии показаны готовые петли.Для того, чтобы эти петли хорошо держались в каркасе крыла (а эпоксидка, суперклей стержни от шариковой ручки тоже плоховато держат) – на стержнях делаем рифленую поверхность. Либо жалом паяльника, либо другим раскаленным предметом. Думаю, двух канавок с обоих сторон хватит.
Вот так было получено требуемое количество петель для крепления элеронов. Одно скажу точно – на петлях я экономить точно не буду. Уж лучше купить. Просто тогда у нас просто не было другого выхода, ведь купить петли в Луцке невозможно, а заказать – слишком долго (если честно, — у нас оставалось всего 1.5 дня).
А в этом время – полным ходом шло изготовление стабилизатора, киля и рулевых поверхностей реактивной модели самолета. Вот фрагменты чертежей каркаса стабилизатора. А это фрагмент уже скомпонованого для распечатки на полосы самоклейки 500 на 100 мм комплект чертежей стабилизатора радиоуправляемой модели самолета.

Все это было распечатано, наклеено на листы бальзы и вырезано. И при помощи низковязкого суперклея собрано в каркас. Ниже показано пару фотографий готового каркаса стабилизатора.

Для того, чтобы обшить такой каркас тонкой бальзой, нужно было сначала подготовить обшивку. Так как ширина листа бальзы у нас лимитирована, всего 10 см, а нам нужно было в несколько раз больше. Для этого размечаем на листе бумаги в натуральную величину выкройку обшивки. Накладываем на выкройку полосы бальзы, размечаем и отрезаем нужные куски бальзы. А потом – склеиваем их по торцам (Ага, по тем самым – толщиной в 1.5 мм!). Это очень легко:  прикладываем куски бальзы торцами друг к другу, и апликатором капаем по шву низковязкого суперклея. Просто контролируйте, чтобы совпадение было полное (чтобы не было перекосов по высоте). Для того, чтобы вы не приклеили куски бальзы к тому, на чем они лежат – под них нужно подложить вощеную бумагу (то, на чем самоклейка была до того, как вы ее на бальзу клеили :) ).
По словам Термита – лучше обшивать цельным куском обшивки (склеенным из кусочков по торцам), чем обшивать кусочками. Консоли ведь он обшивал именно по частям, и в некоторых местах – получилось несовпадение по высоте обшивки. По описанной выше технологии – изгибаем обшивку. Примеряем. Аккуратно отрезаем лишнее.

Стабилизатор решили попробовать обшить при помощи ППУ (пенополиуретановый клей). Намазали торцы каркаса, те, на которые ложится обшивка клеем (помните? Поменьше ППУ!), приложили обшивку, и зафиксировали все это при помощи резинок. А, кстати, на фотографии видно фюзеляж в процессе изготовления. В общем – вполне неплохо склеилось. Но все же долго. Средневязким суперклеем с акселератором намного быстрее, но просто он уже начал кончатся и его нужно было экономить.
Точно по такой же технологии был сделан киль, и все рулевые поверхности. Вот результат. Полностью собранное хвостовое оперение. Изготовление хвостового оперения реактивной модели самолета JetBВсе бальзовые поверхности планировалось обтянуть стеклотканью. Термит у себя дома одну консоль уже обтянул, а сейчас пришло время для обтяжки другой консоли.Обтяжка стеклотканью крыла реактивной модели самолета JetB Процесс весьма муторный. Отрезаем кусок стеклоткани. Намазываем обтягиваемую поверхность эпоксидкой (специальная 20 минутная, хотя ее кстати, нам тоже не хватило, поэтому использовали купленную в местном магазине хозтоваров. Кстати, вполне подошла, хотя сохнет намного дольше, но зато в 4 раза дешевле). Накладываем сверху отрезанный кусок стеклоткани, и начинаем кусочком бальзы выравнивать ее по поверхности, стараясь равномерно распределить эпоксидку (ее, если надо – добавляем, хотя много лучше не надо – будет неровно).
На фотографии снизу показаны обтянутые рулевые поверхности. Сохнут :) Обтяжка стеклотканью рулевых поверхностей реактивной модели самолета JetBИ вот наконец-то настало время совмещения пенопласта и бальзы! Я о фюзеляже и крыльях. Изначально в чертежах фюзеляжа не было предусмотрено вырезов под хвостовое оперение, поэтому  пришлось аккуратно их делать. Аккуратно, правда, не получилось – во время этой операции хвостовая часть фюзеляжа треснула (на фотографии видно – верхняя часть отсутствует. А еще видно прорезь сбоку под сервомашинку. Чуть ниже расскажу). Вырезаем на фюзеляже посадочное место под хвостПриклеиваем при помощи ППУ стабилизатор и киль (уже, кстати, с рулевыми поверхностями).

Моторама реактивной модели самолета

Далее пришла очередь моторамы. Все целиком собрано из бальзы (хотя я и предлагал Термиту фанеру, но он это предложение с негодованием забраковал :) ).
Нижняя поверхность это три листа 1.5 мм бальзы. Средний – волокнами перпендикулярно крайним. (Ага, та же трехслойная фанера, только дороже… еще бы – фанера из листов бальзы, склеенная суперклеем!).

Технология склейки бальзовых листов под профиль: намазали нижний лист бальзы средневязким суперклеем, сверху поперек волокнами положили средний лист. Потом полученный бутерброд положили сверху на консоли, и сильно прижимая (чтобы оно изогнулось по форме профиля крыла), аппликатором нанесли по всей площади на средний лист акселератора. Пальцы чуть не обожгли, потому что оно очень сильно разогрелось. Потом намазали суперклеем средний лист, (и чуть все не испортили, потому что на поверхности среднего листа остался акселератор!) и точно так же приклеили верхний лист бальзы.

На полученную поверхность наклеили стойки на импеллер, собранные из нескольких кусочков трехмилиметровой бальзы. Клеили на ППУ с каплями средневязкого суперклея. Т.е. основной клей – ППУ, но чтобы не держать всю конструкцию до полного высыхания ППУ – конструкцию собрали на каплях суперклея с акселератором. (Помню, я еще шутил тогда – «применяем точечную сварку»).

Изготовление моторамы реактивной модели самолета JetBСобранную мотораму снизу и сверху обтянули стеклотканью

Обтяжка стеклотканью моторамы реактивного самолета JetB

Установка рулевых машинок

Пришло время для установки сервомашинок. А еще нужно было что-то сделать с тягами.  Тяги мы сняли с Аккилы (стальные спицы, длиной около 70см). Тяги пропустили сквозь пенопласт фюзеляжа. Получилось очень неплохо, хотя и с очень большой долей везения (ведь каналы на тяги протыкали самими тягами на глазок). На одну сервомашинку – длины тяги не хватило. Поэтому пришлось сбоку выпиливать кусок фюзеляжа (тем самыми нихромовым резаком, которым я пользовался при изготовлении секций).
На фотографии снизу видно сервомашинку, уже почти на месте и «чужую» тягу. Установка рулевых сервомашинок на реактивную модель самолета JetBСервомашинки крепили на кусочки деревянной планки, приклеенной прямо к бальзовому каркасу фюзеляжа. Вот как на фотографии (там показан процесс установки уже другой сервомашинки, а справа видно закрытый отсек первой сервомашинки). Пенопласт под серву пришлось выдалбливать, выравнивая высоту размещения сервомашинки, под положение конца тяги (чтобы не деформировалась лишний раз). Понятно, что это не слишком красиво, но времени оставалось ОЧЕНЬ мало. Поэтому работали очень быстро.Установка рулевых сервомашинок на реактивную модель самолета JetB Ниже показано что-то, уже похожее на самолет.  Почти готовая реактивная модель самолета JetBПочти готовая реактивная модель самолета JetBПосле этого настала очередь всяких мелких доводок, первой примерки аппаратуры, и первого тестирования на соседнем стадионе. Но об этом я еще напишу немножко позже.

Продолжение следует…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>