Радиоуправляемый самолет-копия Ла-7 из потолочки. Обшивка

Все же постройка радиоуправляемого копийного самолета Ла-7 из потолочки у меня весьма затянулось. Как я и боялся — получается долгострой какой то. За это время те товарищи, которые начинали строить радиоуправляемую Мрию из потолочки — уже успели ее полностью построить и успешно облетать! А я все вожусь :) . Ладно, поездка в Россию и посещение авиационного музея в Монино дала новый заряд мотивации, так что продолжаем. Собственно — события описанные здесь, были ДО поездки, сейчас вовсю идет работа над хвостовой частью, но по порядку — сейчас про обшивку.

А если у меня все же ничего не получится — то во всяком случае будет наработан опыт для следующей попытки. И уж там то я не буду допускать всех этих глупых ошибок, допущенных мной при изготовлении каркаса Ла-7М. Самая неприятная ошибка — это вклеивание стрингеров на глаз. Очень сильно мешает при обшивке.Обшивать надо было листами потолочки. По секциях. При этом стараться попадать ровно на середину толщины шпангоута. Так как корпус у меня — не чистый цилиндр (соседние шпангоуты всегда отличаются друг от друга), то выкройки обшивки самолета из потолочки должны быть криволинейные. В этом то и заключалась проблема — их сначала нужно было получить. Сначала думал так: прикладываю лист бумаги к каркасу, и аккуратно обвожу по краям. Но попробовав сделать таким образом выкройку был расстроен результатом (это еще мягко сказано). Ведь получалось неточно и криво (криво — значит неровная непонятная линия). А ведь допуск на ширину выкройки очень мал. Толщина шпангоута — 3мм, а значит в запасе у меня всего 1.5мм.
В общем, ручной способ получения выкройки был забракован. Оставалось три варианта:

1. Клеить полосками небольших размеров, примеряя их по месту. Но как представил себе сколько времени уйдет на каждую секцию, и как она при этом будет выглядеть, и самое главное — сколько пойдет ППУ, а значит возрастет вес…  в общем нет. Это на самый аварийный вариант. И вообще не вариант.

2. Написать программу, которая будет генерировать обшивку эллиптического смещенного и срезанного конуса. Вариант со смещенным круговым конусом у меня уже был, и в принципе можно было бы попытаться это модернизировать под эллипсы (хммм… вариант «поискать готовую программу в интернете» почему-то в голову не пришел %)  — повторилась история как с программой Жизнь). Трудоемкий вариант, но весьма удобный.

3. Воспользоваться для получения разверток технологией Термита. Он написал для 3DS Max скрипт, превращающий криволинейную поверхность обшивки в плоскую развертку и импортирующий это в файл формата AI, который хорошо понимает Corel Draw. Эта мысль пришла в голову последней и показалась самой удобной. Готовая технология — почему бы и не воспользоваться? :)

Начинаем обшивать каркас радиоуправляемой модели самолета Ла-7 из потолочки

Делаем в 3DS Max 3D модель нужной секции фюзеляжа.

Это несложно, учитывая, что эллипсы у нас есть, и нужно только экспортировать их в 3DSMax. Расстояние между эллипсами берем из чертежа — это расстояние между шпангоутами с учетом их толщины (на крайних шпангоутах — расстояние меряем  от края, на средних — от середины их толщины). Запустив скрипт для поверхности обшивки, получаем ее развертку в формате AI.

Распечатываем ее. Печатать приходится по частям, делая на чертеже вспомогательные линии, чтобы можно было склеить (ну или не повторяем за мной — и разбираемся — как в Corel Draw вывести на печать чертеж, превышающий формат А4).

Склеиваем развертку в кольцо, получаем бумажную обшивку.

Теперь нам надо разрезать это кольцо в двух местах, т.е. обшивка у нас будет из двух частей. Разрезать надо на боковых поверхностях, где наибольший радиус кривизны, тогда будет намного легче клеить обшивку. И разрез делать там, где у нас проходит стрингер. Вот для этого и надо было их вклеивать по чертежам, тогда можно было бы сразу получать нужный кусок обшивки. А так как у меня это не так — надеваем кольцо на каркас, и примеряем, куда у нас попадает стрингер.

По полученным меткам — проводим линию разреза. Маркируем части обшивки, чтобы при склеивании — не перепутать и не вклеить обшивку не на родное место. На фотографии — это показано синей и красной точками :) Точки такого же цвета нанесены на торцы нижнего и верхнего стрингеров. Полученные бумажные заготовки накладываем на потолочку, приклеиваем скотчем края, чтобы не скользили, и вырезаем. Не забываем перенести цветные метки на потолочку.После этого заготовки для обшивки надо подготовить: придать им криволинейность. Для этого берем линейку — и проглаживаем ее торцом по внутренней стороне заготовки обшивки. Давить слишком сильно не надо, а то порвете потолочку (или поломаете).

А вот после этого — самое «интересное» клеим обшивку на место при помощи ППУ. Учитывая, что схватывает он не сразу, а через минут 10-20 в зависимости от «свежести» (чем дольше он хранится- тем быстрее хватает :) ), то можно сделать так — намазать тонким слоем обе поверхности (каркас и обшивку) — и подождать пока клей подсохнет. Главное — не перестараться с ожиданием, а то ведь придется делать новую обшивку… а то и целый каркас. Одно плохо при выжидании: когда клей подсохнет — обшивку нужно позиционировать с первого раза, что весьма непросто. Поэтому лучше пойти на компромисс, и, контролируя состояния клеевого слоя, — начинать позиционировать обшивку тогда, когда клей еще это позволяет.

Вот что получилось на текущее время:

В общем, если честно, то качество обшивки зависит от того, насколько точно был изготовлен каркас (и вклеены стрингеры), и насколько точно были получены развертки обшивки. А еще нужна практика. Самые последние секции делались весьма быстро, и результат уже более менее приемлем. А вот первые секции… Вот то, что на фотографии — это еще нормально. Вид с торца.

А еще есть несовпадение обшивок секций по высоте (не попало на шпангоут), в одном месте доходит до 2мм. Ничего, думаю, шкурка исправит ситуацию, сгладив все изломы, надломы и неровности, а вот со впадинами тут надо что-то придумывать…

продолжение следует