Полеты без аварии: Миф или Реальность?

Несмотря на то, что уже начал строительство новых самолетов, желание описать историю старых своих самолетов никуда не делось. Руки просто не доходят :) . Итак, продолжаю рассказывать о радиоуправляемом самолете из потолочки, впоследствии названом ЛМ-07.

Предисловие

Моя тяга к авариям и аварийным ситуациям уже до того дошла, что я начал использовать от такие вот заголовки. А ведь действительно – полеты на моем радиоуправляемом тренере всегда прекращались не потому, что я так захотел, а потому, что так захотел самолет. То он упадет, то сядет аккумулятор и все равно он упадет. Т.е. авария – до этого был единственный способ прекратить или даже отменить полеты.

Но все это прекратилось, когда приехал Термит. Странно это говорить, но создается впечатление, что само его присутствие заставляет все работать. В том числе и самолеты, которые в моих руках уже больше не падали, не разбивались, и не попадали в аварийные ситуации. (ага, но аварии таки были потом, как это ясно с стартовой фотографии :) )

После двух успешных полетов на стадионе (сначала Термит, а потом Механик, т.е. я) самолет первый раз остался цел. Это было очень необычно: нести радиоуправляемый самолет из потолочки домой в целом виде, зная, что он только что успешно отлетал. Знаю, что звучит смешно, но что ж я могу поделать?

«Все, что нужно – это тренировки в симуляторе» — скажете вы. И будете почти правы. «Почти» потому, что как классифицировать поведение самолета во время девятого полета, когда он, отказавшись повернуть в сторону стадиона, нагло полетел в сторону школьных окон? Тут уж никакие тренировки не помогут. И подобных случаев хоть и немного, но они есть.

Но в этих полетах все будет по другому.

 Удачные полеты радиоуправляемого самолета из потолочки

Я их даже не нумеровал. А зачем?

В тот день мы взяли с собой на дачу три самолета. JetB, маленький биплан и мой тренер. Были планы все это испытать в воздухе. Но большое количество недоделок в реактивном радиоуправляемом JetB, не дали возможности поднять его в воздух, поэтому на нем так и не летали. О полетах биплана уже я рассказывал. А уже после этого внимание переключилось на тренер.

Два раза пытался взлететь, но шасси постоянно уводили самолет с полосы, а отсутствие навыков использования руля направления не давало возможности это исправлять.

Первым летал я. Посадка, пусть и не слишком красивая, но зато самолет после ние остался цел. Относительно, конечно. Потому что после посадки – мои несовершенные шасси деформировались. Возможно поэтому посадка и была такой некрасивой, потому что шасси после деформации нормально уже не работали (конечно, если их своротить набок и подклинить колеса, какая уж тут посадка?!). НО. Это не помешало Термиту, который провел один полет, показать реальную красивую посадку. Впрочем, смотрите второе видео.

Обратите внимание на пробег самолета после посадки Термита. Ну, вот как он так смог? Скорость была моментально погашена, ведь он рассчитал точку касания на стыке между травой и асфальтом. Т.е. приземлился буквально на последние сантиметры травы.

Хм, потом он признался, что это у него случайно вышло. Ага, но почему у меня случайно так не выходит?!

После каждого полета приходилось исправлять шасси, убирая деформацию стоек. Я сделал еще несколько удачных полетов. Каждый раз почти удачно сажая самолет. Ну а потом мы быстро загрузили все в машину и поехали домой, потому что было уже очень темно.

Во время транспортировки домой был сломан киль. Но это, конечно же, не считалось аварией :)

Стадион возращается!

После того, как Термит уехал, у меня осталось два полностью рабочих самолета. Я уже это, кажется, говорил уже :)

Биплан я угробил почти сразу же. Тренер пока что оставался цел. Парадокс, но он оставался цел потому, что у него был надломан киль, и поэтому его никто не трогал :)

Но склеить киль – это дело 30 минут – пока сохнет ППУ. Поэтому после удачных полетов на биплане пришла очередь и тренера.

Долго пытался им взлететь с поля, но оно было слишком уж неровное. Шасси при разгоне постоянно подгибались, ударяясь о всякие холмики и комки земли. Поэтому мы все пошли на стадион.

Бортовое видео не записалось (что-то это все чаще и чаще происходит :( ), в нормальной видеокамере кончилась кассета, но зато у нас оставался цифровой фотик. Хоть как то, но видео он записал.

Ну что я могу сказать? Стоило Термиту уехать, и оно началось :) . Но это я для театрального эффекта сказал, ведь виноват в том, что произошло – я сам. Я опять летал на разряженном аккумуляторе! Еще с тех полетов на дачи он не был заряжен. Обидно, но это случилось как раз тогда, когда я заходил на посадку. Самолет, теряя высоту, врезался в деревья, и упал на двоих парней. Когда я к ним подбежал, они, в перерывах между приступами хохота, мне рассказали, что еще до взлета тренера один из них высказал предположение, что это летающее чудо сейчас упадет прямо на них. Предсказатель, то же мне… :)

Ну что ж делать, стадион взял свою жертву опять. Но самолет не сильно пострадал.

Бабах, и бум!

Ага, именно так эти полеты самолета из потолочки и можно описать. Успешно отлетав весь ресурс радиоуправляемого биплана, все внимание опять переключилось на тренер. Но просто так летать было уже неинтересно, и тут мой взгляд зацепился за новогодний фейерверк, пылившийся еще с непонятно какой давности Нового Года. Вот! Поставим его на тренер.

Термит, узнав это, серьезно предупредил, что это плохая идея. Во-первых – летать я собирался в поле с сухой травой между селами. Как бы пожара не было. А во-вторых, самолет, все-таки из пенопласта, материала очень нестойкого к огню и искрам. Все эти проблемы я посчитал не слишком важными. Насчет травы, там ее не слишком много сухой. Пожар можно было бы быстро погасить, а огнестойкость самолета… – тут надо было подумать. Но сначала надо было придумать, как зажигать фейерверк. Вариант «поджечь, а потом на взлет» отметался сразу же, как неинтересный, опасный, и неправильный. Термит предлагал спаять схему на атмеге, но я поступил проще. Обычный электрический размыкатель, построенный на основе сервомашинки. По команде с пульта, одной из двух крутилок на нем, рычаг сервомашинки с надетым на нее стальным фиксатором касается металлического упругого стерженька (обычная рычажная пружина), тем самым замыкая электрическую цепь.

Быстро собрав размыкатель и красиво подпаяв все провода и разъемы, я занялся обдумыванием того, как защитить от фейерверка самолет. Все что пришло мне в голову – укрепить фейерверк на выносных штангах.

Подготовив самолет к полету я задумался над последующим расширением полетной программы. В принципе, мой самолет мог нести около 300-400 грамм полезной нагрузки. Летать он, конечно же, при этом стал бы чуть хуже. У меня уже давно была мысль положить в самолет мой КПК с включенной GPS навигацией и записать GPS трек, который получится во время полета. Вес КПК явно был меньше 300-400 грамм, поэтому было решено включить в программу полетов и это.

Итак – полетный план. Первый раз я составлял план полетов, и мне, надо сказать, это понравилось.

1. Испытать систему дистанционного запуска фейерверка на летящем самолете
2. Успешно, безаварийно посадить самолет
3. Установить КПК с включенной записью GPS трека в самолет и поднять его в воздух.

Были мысли выбросить пункт 2, и совместить 1 и 3 пункт, но решено было этого не делать. Кто ж его знает, что этот фейерверк выкинет. А вдруг 25 сантиметров выносной штанги не хватит? Ладно бы самолет загорелся, так еще и КПК пострадал бы.

И вот пришло время испытаний. Не рискнул это делать на стадионе, но тут как раз подвернулась поездка на дачу. Подготовив самолет к старту, я осторожно подключил детонатор к размыкателю и дал старт. Почти сразу же после старта я крутанул крутилку, и через пару секунд увидел легкий дымок от детонатора. Буквально через секунду послышалось жуткое шипение и полетели искры, а еще через пару секунд громкий взрыв. Фейерверк оказался бракованным, и за те годы, которые он пролежал непонятно где, он из фейерверка, красиво фыркающего искрами, превратился в мощную питарду. Я все это рассказываю потому, что внешнее видео записалось с глюками :(

Единственное подтверждение моим словам про шипение и взрыв – это звук. Впрочем, неважно, ведь эксперимент прошел удачно :)

Еще есть бортовое видео, которое на этот раз записалось. Камеру укрепил так, чтобы она смотрела назад (чтобы наблюдать дым и искры :) ).

Видео (громкий звук)

Как оказалось, я таки был прав. На видео очень ясно виден дым. Видно даже момент взрыва – как обрыв линии дыма. (Но не слышно. Только гудение ветра :) )

Самолет посадил красиво. То, что он завернул с касанием крылом асфальта – это уже я не виноват. Опять шасси :(

Из интересных моментов:

Первый – во время полета к нему весьма повышенный интерес проявляла корова, до этого мирно пасущаяся на поле неподалеку. После приземления самолета, она подошла весьма близко к самолету.

Второй – на полеты сбежалась целая стая мальчишек с ближайшего села. Зрители :)

Третий – во время взрыва – поплавило карбоновый штырь и согнуло металлический, использованные в качестве выносных штанг. Потом Термит мне напомнил, что карбон – это вообще-то уголь, который неплохо горит. Карбонины, конечно, было жалко, но об этом надо было думать раньше. Самолет был быстро подготовлен к следующему полету. Система дистанционного подрыва была отключена от липольки, КПК был включен на запись трека, и аккуратно упакован в самолет. На всякий случай еще примотал его скотчем.

Второй полет. Летал долго, и нагловато. Наконец-то, осуществил свою мечту сделать управляемую мертвую петлю. До этого, этот самолет уже делал мертвую петлю, но без моего желания. Это было в его втором полете. Том самом полете, который завершился жуткой аварией. А потом, появилось непонятное желание сделать бочку. Это было глупое желание, ведь я понятия не имел, как правильно ее делать. Т.е. я думал, что я знал. Но на самом деле – правильная бочка делается не так.

Впрочем – сначала видео.

Первая попытка бочки чуть не закончилась аварией. Я превратил ее в некое подобие боевого разворота, и вывел самолет из пике буквально в метре от земли. А вот вторая попытка моей «бочки» закончилась фатально для самолета. На полной скорости под углом, где-то градусов в 60, он врезался носом в землю.

Это была очень красивая и мощная авария. Нос буквально растекся по земле. Крыло переломилось на две части, тем самым решив проблему его неудобной транспортировки в машине. Теперь оно влезало в багажник :) .. Пострадал так же и КПК – его антенна, примотанная скотчем к фюзеляжу, была буквально вырвана с корнем. Но, так как она уже была оклеена, то всего-навсего разломалась по клеевому шву. Эта поломка была исправлена тем же вечером буквально за несколько секунд при помощи высоковязкого циакрина. Причем, когда я говорил «несколько секунд» я нисколечко не преувеличивал.

А теперь итоги

Как я потом узнал, бочка на самом деле – это не просто дернуть штурвал вбок и все. Во время бочки нужно работать не только по крену, а и по тангажу, и даже рулями направления. Это чтобы получить красивую бочку. А чтобы хотя бы хоть какую-нибудь, то нужно было бы вспомнить, что при перевороте самолета вверх колесами – его подъемная сила будет направлена не вверх, а вниз! И теперь она вместо того, чтобы компенсировать вес самолета и не дать ему упасть вниз, делает все наоборот. А поэтому нужно в этот момент взять ручку управления от себя, и хотя бы частично улучшить ситуацию. В боковых положениях все это компенсируется рулями направления. Конечно же, есть и более тонкие моменты в плане правильного исполнения бочки, но думаю, описанных мною – вполне хватит.

Ладно. Если откинуть аварию, то полетный план выполнен на 100%! Система дистанционного запуска была успешно испытана, самолет был успешно посажен, переоборудован, и GPS трек был получен.

Трек, конечно, был немножко странный, возможно из-за того, что точность позиционирования GPS иногда достигает 10 метров, да еще и координаты фиксируются со слишком большим временным интервалом. Т.е. между соседними точками трека модель самолета могла выполнять какие-то сложные маневры, а на треке это представлялось прямым отрезком. Впрочем, какая разница? Ведь трек был получен! Этакий «черный ящик», из которого, кстати, ясно видно скорость перед падением – около 65км/час.

Загрузив этот трек в Google Earth, получил вот такие графики высоты и скорости. Высоте я бы не стал доверять, а то получается самолет после старта опускался на десятки метров под землю, а упал вообще на высоте приблизительно 9 этажа :) .

А вот график скорости (сиреневый такой..) более интересен. Пиковым значениям я бы тоже не особо доверял, правда.

Средняя скорость полета – около 55 км/час.

Видео трека, сделано все в том же Google Earth

А еще было бортовое видео

Собрав то, что осталось от самолета и, подарив обломки пропеллера мальчишкам, мы покинули полигон.

Учитывая масштабы разрушений, работы над самолетом были заморожены на несколько месяцев и возобновлены только в марте 2012 года, о чем будет отдельная история.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>