Постройка самолета из потолочки. Установка аппаратуры

ЛМ-17 уже построен и летает, а я все еще никак не соберусь описать процесс постройки до конца. Главным образом потому, что занят еще одним авиамодельным проэктом. Ну та ладно — сейчас то вы это читаете, а это значит, что таки заставил себя что-то описать. В процессе завершения работ над ЛМ-17 вспомнил, что у меня есть комплект колес, фиксаторов и 2мм стальная проволка. поэтому я пошел еще дальше, чем было запланировано — я сделал самолету шасси. Знаю, что это не слишком честно, но повторюсь — ЛМ-17 весьма отлично летает при запуске с рук. (Кстати, никто не мешает шасси установить и вам тоже, для этого необязательны хорошие колеса и специальные фиксаторы.)

Установка мотора на самолет из потолочки

В тестовой версии этого самолета (и в маленьком биплане так же) я крепил мотораму при помощи клея (эпоксидка-пятиминутка или ППУ). Выглядело это не очень красиво и не технологично. На этот раз мы пойдем другим путем. Нам нужна будет деревянная линейка, болтики 2мм (4 шт.) и болтики 2 или 3мм (4шт). Еще нужна будет дрель и что-то, чем можно отрезать куски линейки (лобзик, пилка). Если не хотите заморачиватся изготовлением деревянной моторамы — можете так же воспользоваться клеем.  Вот схематический рисунок моторамы.Из схемы видно, что нам нужны куски линейки длиной в 50 и 44 мм (т.е. один кусок — под размер самого первого шпангоута фюзеляжа) — другой кусок под размер второго (внутреннего) шпангоута фюзеляжа (50мм — 2х3мм = 44мм — учитываем толщину потолочки). В центре переднего куска линейки (тот что 50мм) помимо восьми отверстий под болты нужно еще просверлить отверстие диаметром где то в 7-8мм (чтобы вал мотора не касался линейки и не клинил). Расположение отверстий на схеме показано схематично — 4 отверстия под крепления мотора — размечаются по отверстиям в самом моторе (прикладываем крестовину к линейке и размечаем). Сначала крепим мотор болтами к переднему куску линейки, потом передний и задний кусок скрепляем между собой болтами — сквозь два слоя потолочки. Никакого клея не нужно. Это позволит потом без проблем разобрать мотораму.Проблема вибраций и соответственного самораскручивания гаек может быть решена двумя способами: либо пользуемся локтайтом (просто наносим маленькую (а то потом не раскрутите) капельку на резьбу — и закручиваем гайку), либо ставим контргайку. Вместо локтайта можно залить резьбу, например термоклеем.

Установка кабанчиков и сервомашинок на самолет из потолочки

Забавно, но я и тут отступил от плана — вместо трех сервомашинок установил две. (а все потому, что мне срочно нужен был хоть какой нибудь летающий самолет — а ЛМ-17 был в состоянии — «еще 20мин работы и готово»). По этой же причине — я не пользовался хорошими фиксаторами тяг, а воспользовался обычными скрепками.

У тяг из скрепок есть недостатки: не подходят для больших моделей, где большие усилия руления, так как хорошо деформируются, некрасиво выглядят (никто не мешает сделать красиво, кстати), большой люфт (если взять толстую скрепку, то он минимален), ограниченная длина тяги, из-за чего сервомашинки нужно размещать вблизи рулевых поверхностей.

Но есть и достоинства: быстрое изготовление, легкая установка, и самое главное — возможность регулировать нулевое положение рулевых поверхностей без снятия качалки с сервомашинки, для этого нужно просто чуточку изогнуть тягу. И еще одно достоинство — для того, чтобы установить такую тягу на качалку сервомашинки — в ней не нужно рассверливать отверстие (скрепка очень хорошо пролазит в штатные отверстия)

Но сначала нужно было установить кабанчики на элероны и руль высоты. Тут есть два способа, одним из которых я ни разу не пользовался :)   Один — посадить кабанчики на клей (эпоксидку-пятиминутку), второй — воспользоваться шурупами. Я постоянно клею кабанчики эпоксидкой. Быстрее и меньше мороки.

Теперь изготавливаем тяги. Берем канцелярскую скрепку и распрямляем ее. Потом, при помощи плоскогубцев делаем из скрепки то, что на схеме красной линией нарисовано. Для элеронов и руля высоты- тяги будут несколько отличатся. Дело в различной ориентации осей вращения сервомашинки и оси вращения рулевых поверхностей. Для руля высоты — сервомашинка будет устанавливаться на киль, поэтому эти две оси будут параллельны. А вот для элеронов между осями угол в 90 градусов. Хм. Давайте я фотку лучше сделаю :) А вот еще и видео

Отверстие под сервомашинку нужно прорезать меньше чем сама сервомашинка. Тогда при вставке туда сервомашинки — края потолочки деформируются и весьма надежно зафиксируют ее. Думаю — лучше потренироваться на кусках потолочки, но при этом обтяните эти куски скотчем.
Можете нанести полимерный клей на место крепления. Через сутки — сервомашинка будет очень прочно сидеть на своем месте.

Чтобы долго не расписывать, привожу фотографию организации сервопривода элеронов. Согласен, тяги весьма неряшливы. Но у меня есть оправдание, помните? — крайне срочно нужен был самолет. У меня и обтяжка не очень аккуратная… Кстати, фотография делалась уже после полетов — обратите внимание на клеевой шов на правом элероне :)
Когда будете устанавливать сервомашинку элеронов, то не забудьте про линейку внутри крыла. Ее, думаю, лучше не пилить :)

Провод сервомашинки пропускаем внутрь фюзеляжа. Для сервомашинки руля высоты — можно было конечно пропустить сервоудлинитель внутри фюзеляжа, но. Во-первых — корпус у вас уже готов :) , во-вторых — лучше иметь хороший доступ к проводу, чтобы в случае непредвиденных проблем с ним — быстро его заменить. Некрасиво, но можно было бы прикрыть его цветным скотчем под цвет обтяжки. Для меня это было неактуально. Следующий самолет будет более продуман. Надеюсь :)

Постройка самолета из потолочки:

1. Необходимые для постройки материалы.
2. Чертежи
3. Перенос чертежей на потолочку
4. Склейка. и Как правильно клеить потолочку полимерным клеем
5. Список необходимой аппаратуры
6. Окончание постройки корпуса
7. Установка аппаратуры
8. Настройка аппаратуры. и Описание программы t6config


Постройка самолета из потолочки. Установка аппаратуры: 52 комментария

    • А как установить аккумулятор передатчик и т.д? Я сделал полностью фюзеляж, а как элктронику установить не знаю

      • ну что же… нужно все же дописать цикл до конца…
        Напишу в скором времени подробную статью об установке остальной электроники

    • так еще ж буду писать об этом? 2мм стальная проволка. Главное — чтобы хорошо пружинила… и очень плохо гнулась :)

    • планировалось так: 1 машинка на стабилизатор, и по одной на элероны. Итого три. Но можно сделать так как я сделал — 1 сервомашинка на два элерона. Третья — будет запасная (они все же ломаются иногда)

  1. А эти машинки как-то к аккумулятору подключаются или нет?? И ты про подключение к приёмнику говорил. Это будет в инструкции пульта или нет???

  2. Привет. А как осуществляется питание приёмника? От общей LiPo или там свой набор батареек? Вообще какова электрическая схема соединения всего этого хозяйства?

    • питание приемника — через регулятор подключенный к общему аккумулятору. Электрическая схема проста: подключаем все сервомашинки и регулятор к приемнику, и подключаем регулятор к аккумулятору. Распиновка каналов приемника — http://luckytech.ru/Uploads/receiver1.png — из этой статьи http://luckytech.ru/lm17_appa.html
      Но я еще буду это описывать более детально

      • Регулятор, это который для мотора? А! Примерно начинает доходить до меня эта остроумная концепция. Получается, что источником питания может быть любой управляемый элемент. Если бы была бы условная «серва на собственных батарейках», она бы могла питать приёмнк.

        • ну да, вы все правильно поняли :) Я когда делал планер, то питание (батарейный блок — а там обычные пальчиковые аккумуляторы)подавал на канал ВАТ :)

  3. А у тебя на последней фотке видно, что шнур от машинки подключается к другому проводу, а потом к приёмнику. Что это за провод?? И дай ссылку на паркфлаере, чтобы его можно было купить.

  4. начал делать этот самолетик, он первый у меня, хочу заказать аппаратуру, но рекомендованного Вами пропеллера нет в наличии уже давно ( http://www.parkflyer.ru/27422/product/10046/ ) какой можно заказать вместо него?

    • Эти пропеллеры с минуса не вылезают. Т.е. их нужно брать по предзаказу — оплатил… и ждешь наличия. Иначе никак (очередь на них большая, так как хорошие пропеллеры ). Я, например, в ближайшее время буду делать заказ — именно так и поступлю — оплачу и буду ждать.
      Но если ждать неохота
      http://www.parkflyer.ru/27422/product/9877/
      http://www.parkflyer.ru/27422/product/5437/
      http://www.parkflyer.ru/27422/product/103128/ (но, ругают эти пропеллеры очень)
      вообще — любой, где есть 8040 (8х4) и нету абревиатуры SF (SlowFlyer — медленный полет. Эти пропеллеры убьют указанный мотор).

  5. 1700kV однозначно не подходит (слишком скоростной — kV означает кол. оборотов/мин. на 1 вольт.)

    Тогда уж лучше вот этот мотор http://www.parkflyer.ru/27422/product/5423/ — почти полностью заменяем. И даже чуть мощнее.
    Но для него нужен регулятор помощнее, чем указанный. В категории 25-30А я бы смотрел. Например http://www.parkflyer.ru/27422/product/6460/ или той же категории, что и ранее рекомендуемый (но дороже будет в два раза) http://www.parkflyer.ru/27422/product/2164/
    (зато с таким мотором можно будет замахиваться на самолеты побольше размерами)

  6. Спасибо Вам огромное за журнал, собрал данный самолет, полетал чуток )))
    для первого раза очень доволен, но вот столкнулся с проблемой приобретения пропеллеров, за день переломал почти все (. Заказал всего 1 пачку и ждать не хочется еще 2 месяца.
    из полетов выяснилось, что мой самолет при взлете уходит влево, решил сделать поворот на хвост, посмотрим что получиться
    и наконец вопрос: а винты на него 7х6 как будут?

  7. Повторяюсь, т. к. не было ответа (http://luckytech.ru/lm-17-polety.html). Хотел спросить, а как он будет поворачивать влево и вправо? На киле же нет ни каких механизмов для управления поворотами? Сказали без него будет тяжело очень.

    • Чтобы повернуть, нужно дать легкий крен в нужную сторону, и, возможно, взять ручку на себя. Руль направления на киле тоже можно использовать для поворота, (при этом, правда, самолет начинает крениться, что нужно компенсировать элеронами). А вообще, я как-то привык обходиться вообще без руля направления. Неправильно как-то так…

    • Александр чтобы установить на киль самолёта руль направления надо:
      1) Купить 1 сервомашинку (как на главном крыле самолёта ЛМ-17 ну или похожий
      2) Сделать отверстие для этой сервомашинки в киле.
      3) Сделать руль поворота (то есть как на главном крыле мы вырезали лонжероны также и здесь)
      4) На вырезанный «лонжерон» прикрепить по обим сторонам кабанчики и прикрепить наш «лонжерон» к килю.
      5)Купить, или сделать тяги, и с помощью их соединить сервомашинку и кабанчики (главное чтобы на сервомашинке можно было соединить по обоим сторонам)
      7) Подключить сервомашинку к приёмнику в нужный порт (5 или 6)
      8) Наслаждаться ))))))))

      • Все верно, но не «лонжерон» — а элерон (на крыле). А тут — просто руль направления, или рулевая поверхность.

  8. Механик пожалуйста сможете выложить как что подключать? Ну имеется ввиду схема. Там например мотор с регулятором, регулятор ещё с чем-то. В общем как в радио-механике только чтобы было таким новичкам как я.

    • А чем вот этот комплект не угодил?
      http://www.parkflyer.ru/27422/product/9042/
      Но раз уж вопрос поставлен — отвечу. Использовать можно. Но указанная аппаратура не настраивается через компьютер (с одной стороны это хорошо — нет зависимости от ПК — все можно настроить прямо на пульте, с другой стороны — рано или поздно наступит ситуация, когда возможностей настройки пульта попросту НЕ хватит для модели).
      Кроме того — … незнаю, есть ли там тренерский разъем (чтобы можно было тренироваться в симуляторе). Скорее всего есть, но я этого не знаю.

      Если не планируются какие-то сложные самолеты — то, учитывая, что не нужно заморачиваться с компьютером для настройки — эта аппаратура скорее всего более подходит для новичка. Но рекомендовать я ее не буду :)

  9. Купил всё кроме пульта , как всё это собрать в цепь не знаю ,можно как-нибудь помочь ?:)Или кинуть статью ,что с чем соединять с изображениями :) Буду очень благодарен:)

    • Ну… есть видео с фрагментами постройки (основные моменты). Нету разве что на видео — подключение всей электроники, распайка необходимых разъемов, подстройка центровки.
      Хотя, в принципе, можно было бы и снять полное, от начала и до конца. Правда, гм, долгое видео получится :)

  10. Склеил ЛМ-17 из потолочки по вашим ссылкам 4 месяца жду потроха моей птицы. Вы вообще получали заказы с Паркфлаера?

    • Да, всегда получал. А 4 месяца — это ждете наличия комплектующих, или уже отправленную посылку? 4 месяца — это что-то многовато тогда..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>