ЛМ-07. Полеты и аварии продолжаются

Итак, наконец-то я сбился со счета своих посадок. Не, ну я могу, конечно, посидеть над видеозаписями и точно подсчитать, сколько раз я приземлил свой радиоуправляемый самолет так, чтобы можно было сразу же лететь снова (кстати, именно это я называю посадкой, даже если она страшно некрасивая), но делать этого не хочется. Поведение самолета из потолочки с новыми шасси, установленным хвостовым управляемым колесом и новыми ВЧ модулями FRSky совершенно изменилось. А может это я набрал наконец-то «критическую массу» опыта полетов и посадок… :)

Первый сеанс полетов самолета из потолочки
(открытие летнего сезона 2012)

Страшновато, конечно, было взлетать после длительного перерыва, особенно, если он начался после двух аварий подряд. Но когда посадки пошли одна за одной, понял, что полоса аварий уже закончилась. (Ага, сейчас… размечтался :) ).

В тот день был небольшой ветер. Повезло, правда, что он дул как раз вдоль взлетной полосы… но без навыков посадки при встречном ветре – посадки у меня выходили весьма странные. Не привык я еще к тому, что самолет может буквально зависать на месте, аккуратно снижаясь.

Вот видео. Внимание — на всех бортовых видео ГРОМКИЙ звук!

Забавно, но единственная авария в тот раз была на взлете. Первый раз я на взлете потерпел аварию :) – самолет после взлета прошел сквозь заросли травы, радостно намотал ее себе на пропеллер и рухнул в эти самые заросли. При этом надломился хвост (как раз в том месте, где он у меня постоянно страдал – там уже живого места от изломов не осталось). Тут бы очень помог скотч…. Но его то у меня как раз не было – забыл дома. Был только двухсторонний скотч, но он был весьма слаб. Впрочем, вышел из положения, сняв куски скотча с моторамы – там они чуточку лишние были. Хотя хвост держался весьма нестабильно, летать хотелось очень сильно – поэтому полеты я продолжил. Еще была весьма жесткая посадка, когда неожиданно пропал ветер, и самолет буквально рухнул с полутораметровой высоты, задев при этом пропеллером асфальтовое покрытие. Пропеллер после этого стал так прикольно свистеть… еще бы — кончики его были надломаны. Но все равно продолжал полеты — самолет же летал :)

Еще один интересный факт: с собой на полеты взял соседа, который когда-то работал авиатехником – обслуживал Ан-2 (а сейчас на пенсии). Он с таким интересом смотрел на радиоуправляемый самолет, когда я загружал его в машину, а мне еще к тому же не очень хотелось самому ехать летать, что я заагитировал его поехать со мной. Еще непонятно кто из нас больше радовался, смотря как взлетает полутораметровая модель самолета. А еще он мне не давал сделать пару глупых ошибок (перед первым взлетом – у меня случилось пару накладок – с элеронами, который сначала то не работали, то заработали – но инвертировано). Не дал мне бывший авиационный техник – выпустить непроверенный самолет в небо :)

Второй сеанс полетов самолета из потолочки

Что называется – полетал от души. Высосал аккумулятор досуха, т.е. последняя посадка была уже на отсечке – в поле. Кстати, новые модули FRSky имеют возможность передачи телеметрии с самолета на пульт управления. Один из простейших вариантов ее использования – настройка предупреждений о разряженном аккумуляторе. Из этого следует, что я осознано поднял в воздух самолет с разряженным аккумулятором, что в свою очередь показывает, до какой степени я обнаглел после стольких успешных посадок. :)

Интересных моментов практически не было. Хотя нет — в поле там люди трудились…  так вот, когда самолет над ними пролетал (где то на высоте в метров 20), я услышал что-то вроде «Граблями его сбивай, граблями!!!» И смех :) . Не, ну я понял, что это они так шутили, но над ними больше не летал. Так, на всякий случай :)

Вот видео. (внешние — с двух точек и бортовые. Кстати, не все видео тут… только самые красивые показываю…)


Ну и напоследок — видео с посадкой в поле. Сразу после взлета — пульт начал выдавать предупреждение о почти разряженном аккумуляторе (на внешнем видео должно быть слышно это пищание) — ну и после первого виража регулятор выдал отсечку, понижая мощность движка.

Авария радиоуправляемого самолета из потолочки

Ага, они самые. Вот только таких аварий (по таким интересным причинам) — у меня еще не было. Дело в том, что от перегрузки у самолета сломалась консоль. Несмотря на всю трагичность ситуации — было смешно, потому что похожее у меня уже было. Это я об схожей аварии маленького биплана.

Жаль, что видеокамера на кепке не позволяет все это увидеть в деталях, но мельтешение оторванной консоли все же заметить можно. А почему сломалось… а не надо было на большой скорости резко дергать на себя штурвал :) . Вот еще посмотрите бортовое видео. Оно намного интереснее :)

Самолет упал в поле с пшеницей… жаль, конечно, было ее топтать, но выбора не было. Когда добрался к месту крушения — то увидел самолет, который отвесно торчал из земли. Крылья валялись рядом. Быстренько собрав все обломки, и внимательно осмотрев место аварии на предмет «не забыл ли чего ценного» я вытащил самолет на дорогу.

Знакомая картина. Впрочем — на восстановление всего лишь час работы нужен. Из последствий: минус один пропеллер (а они начали уж заканчиваться), пострадала плата «черного ящика» — сорвало с места пайки микросхему памяти, и вырвало с корнем разъем питания. Вот о «черном ящике» сейчас речь и пойдет. Ведь его удалось отремонтировать и снять с него данные состояния самолета во время аварии. К сожалению — момент удара не записался (питание ведь отключилось и нужный сектор не успел записаться в память), но все остальное сохранилось.Пунктирные линии — это сигналы с приемника:

  • Элероны — черный
  • Стабилизатор — красный
  • Обороты двигателя — синий
  • Руль направления — зеленый

Сплошные линии — это перегрузки, действующие на самолет. Из них самая интересная — это вертикальная перегрузка — синяя сплошная линия.

Приблизительно на 2925 отсчете видно, что вертикальная перегрузка достигает 3g. Это 38 секунда бортового видео. После этого я убрал тягу (тем самым наивно думая, что скорость сразу станет меньше) и направил самолет вниз (перегрузка отрицательная  -3g). Ну и на 3130 отсчете ручка штурвала на себя (красный пунктир), перегрузка выросла до 4.5g, консоль не выдерживает, ломается… и самолет начинает падать. По графикам видно, что я еще несколько мгновений что-то пытался сделать, потом наступило понимание ситуации, и я бросил бесполезные уже ручки управления, наблюдая как самолет падает в поле.

Полезная вещь — этот черный ящик :)

Следующий сеанс полетов самолета из потолочки

Самолет, конечно же надо было ремонтировать. Я уже не буду описывать тут процесс ремонта. Замена носа в фюзеляжа — это вообще уже превратилось в рутину. (забавно — у меня уже три смятых носовых части фюзеляжа ЛМ-07. Надо бы сфотографировать их вместе :) ). Разве что — дам пару фотографий крыла. Оно так красиво раскрошилось у основания правой консоли, что пришлось делать заплатки из пенопласта, и делать накладку из шпона на верхнюю часть обшивки.Как видно на фотографии — усилил крыло двумя сосновыми рейками. После ремонта — самолет наново обтянут цветным скотчем. А еще обновил наклейки: опознавательные знаки, инструкция по включению и выключению всей аппаратуры, обслуживающей полет, включая видеокамеры, название самолета. Насчет инструкции — часто бывает полезна, а то ведь предполетное состояние — иногда приводит к тому, что забываешь что-то включить…

Вот в таком виде — самолет был отлетал две зарядки аккумулятора (полторы :)

Полеты самолета из потолочки по дороге на дачу

Из интересных моментов. На малых скоростях самолет почему то летит боком. Весьма мешает при заходе на посадку, поэтому посадки были очень кривоватыми. А попробуйте сесть самолетом, который сначала летит развернутым под углом 30 градусов, а потом вдруг выравнивается (возможно мотор не по центру самолета установлен был, как мне только что подумалось).

Еще мой младший сын умудрился попасть точно на посадочный курс самолета. К счастью, пропеллером его не задело, я успел выключить, да и к тому же повезло с первой точкой удара — она пришлась на боковую часть носа самолета. Хотя да… испугался (и не только он, я тоже весьма сильно — за него). Зато, надеюсь, выбегать больше перед работающим пропеллером не будет. (Зато сейчас с интересом пересматривает видео, где в него влетает самолет). А вообще — лучше не допускать подобных ситуаций вообще. 200 ватный мотор с острыми лопастями — это не та штука, с которой можно шутить…

В общем — вот видео. Пока что одни бортовые.


А еще отвалилось хвостовое колесо. И вторую половину сеанса — летал без него.Опять забрался на высоту, но на этот раз попытался не делать больше резких движений штурвалом. Чтобы спуститься — выключил двигатель, и плавно планировал.

Полеты самолета из потолочки по дороге с дачи

На даче — приклеил колесо, зарядил аккумулятор. А еще попытался исправить ущерб, нанесенный неудачной окраской фюзеляжа модели реактивного самолета JetB (о котором я так и не дописал историю). Об этом еще расскажу, а сейчас о ЛМ-07.

После первого взлета — с удивлением понял, что на высоте довольно таки сильный ветер. Т.е. на поверхности земли — ветер практически не ощущался, а метров 5 вверх — и уже он есть. Весьма забавно было наблюдать, как он подхватывает самолет, и несет его назад. К сожалению, внешнее видео не записалось. Не знаю почему, и это очень и очень плохо, потому что после нескольких удачных посадок — произошла следующая авария. Вот, посмотрите видео.

На видео хорошо видно, как смещается крыло относительно фюзеляжа. Т.е. резинки, которыми крыло крепится к фюзеляжу — просто не выдерживают нагрузки. Неудивительно, что им это быстро надоело, и они лопнули. Внешнего видео, как я говорил — нету, а словами этого передать вряд ли получиться. Просто было весьма странно наблюдать, как самолет, который летел себе горизонтально (ну или почти горизонтально) вдруг разделяется на две части. За крылом я практически не следил. Понятно, что оно летело себе как листок бумаги, беспорядочно кувыркаясь в воздухе (да на видео это хорошо видно). А вот фюзеляж — полетел вниз быстро и страшно. Так уж «повезло» что все это произошло над канавой. Узкая, воды там было — с метр ширины. И самолет попал прямо по центру, нырнув на глубину около полуметра.

Увидев это — я молча положил пульт на землю, и помчался к месту падения отключать электронику от батареи. Хорошо, что хоть по дороге получилось снять туфли :) . Прыгнув в канаву и ухватив самолет — вытащил его на берег, и тут же отключил аккумулятор.

А потом долго смеялся, потому что внутри ЛМ-07 была целая туча воды и водорослей :)

От этого ныряния электроника не пострадала. Все же повезло.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>