Чертежи ЛМ-16 — FPV самолета из потолочки

ЛМ-16 - FPV - носитель из потолочкиЧертежи FPV самолета из потолочки ЛМ-16 не будут столь детализированными как у ЛМ-17, но… во-первых, я подозреваю, что детализировать чертежи я буду бесконечно долго, а во-вторых — для ЛМ-16 нужен все же хотя бы минимальный опыт постройки. А при минимальном опыте должно хватить и этих чертежей. Во всяком случае — если вдруг что неясно, то спрашивайте, постараюсь помочь.

Чертежи ЛМ-16 — FPV самолета из потолочки

Чертежи самолета в формате PDF:

Процесс постройки я детально не фотографировал. Ниже привожу почти все фотографии, что сохранились.

Фюзеляж ЛМ-16

Методика переноса чертежей такая же как и у ЛМ-17: наклеенные скотчем шаблоны. А уж потом режем по контурам ножом, сначала внутренние, потом внешние.

Распечатанные шаблоны деталей фюзеляжа ЛМ-16 самолета из потолочки

Размещение шаблонов (чертежей) фюзеляжа ЛМ-16 на листе потолочки. Большинство резов лучше делать под линейку. Вообще, подозреваю, что, возможно, обвести ручкой аккуратно вырезанный шаблон — будет более точно (если не учитывать допуск на диаметр шарика ручки). Это я к тому, что при приклеивании скотчем — шаблон слегка деформируется.

Распечатанные шаблоны деталей фюзеляжа ЛМ-16 самолета из потолочкиПосле вырезания, накладываем слои боковины друг на друга (промазав клеем, конечно), приклеиваем для жесткости деревянную рейку (из циновки, на последующих фотографиях ее будет видно) — и под пресс. Не, ну соблюдаем технологию клейки Титаном, ждем положенное время для подсыхания клея, но… пресс все равно нужен. Мы же никуда особо не спешим? :)

Одна из боковин фюзеляжа ЛМ-16 из потолочки под прессомА пока можно заняться узлом крепления крыла. Из бальзы (или фанеры) вырезаем по чертежу две боковинки. Клеим из бумаги трубки (об этом потом, ну или поищите в гугле технологию «трубки из бумаги для авиамоделизма»). Можно взять и карбоновые, главное найти пару, чтобы совпадали внешний и внутренний диаметр. Нам нужна трубка 8х6мм и 10х8.

На фотографии ниже — карбоновая трубка всего одна (25см — вполне хватит!), поэтому второй силовой лонжерон я склеил из двух деревянных реек, соответственно изготовив для них прямоугольную «трубку».

Вообще — этого по прочности и жесткости хватает «на ура». Но чтобы не мучаться — можно взять две карбоновые 8х6 по 25мм (ну или больше, как хотите) и шесть 10мм кусков 10х8 (две в фюзеляж и по две в каждую консоль). Мне карбона было жаль, я использовал бумажные :) . Говорю ж — хватает :)

Узел крепления консолей ЛМ-16 (FPV самолета из потолочки)Вот почти готовый, еще не зашитый фюзеляж ЛМ-16 из потолочки. Выглядит, мягко говоря, страшненько и не по самолетному. Тот же Икар выглядит намного более красиво. Зато… хм..  делать такой фюзеляж очень просто. А летает оно просто здорово. Да, не слишком аэродинамично, но я пока такую задачу перед собой не ставил.

Незашитый фюзеляж из потолочки (ЛМ-16)Зашиваем. Никаких термопистолетов — только Титан! (экономим вес, кстати)

Нанесение клеяНу и опять же — под пресс. Нижнюю обшивку тоже под пресс. Только наоборот — стол прижимает снизу, а сверху на боковинки что-то кладем тяжелое  Ну, вообще можно и без пресса обойтись, но у меня работа по изготовлению самолетов из потолочки идет по принципу — проклеил, прижал, и ушел по другим делам по клей сохнет. Обшивку на криволинейных участках прихватываем скотчем.

Зашиваем фюзеляж ЛМ-16Перед полной зашивкой предусматриваем крепление моторамы, вставляем разъемы серворазветвителя для элеронов в боковинки узла крепления консолей. Отдельно клеится и обшивается капот. Потом крепим его к фюзеляжу на петлях. Система фиксации — кусочек фанерки (она же силовой элемент для установки GoPro, видны два отверстия) показана ниже. Под фиксирующий шуруп — приклеиваем кусочек банковской карты :) .

Фиксация капота ЛМ-16 (самолет из потолочки)Еще установим серву руля высоты. Для хорошей центровки ставим ее поближе к носу. Клеим домик для сервы"Домик" руля высоты (в фюзеляж ЛМ-16, FPV)Устанавливаем все это в фюзеляжУстановка руля высоты для ЛМ-16 (самолет из потолочк)

Для установки киля нужно будет для него в хвостовой балке прорезать пазы. Сажаем киль на клей, и для того, чтобы под мощным потоком воздуха от пропеллера он не флаттерил — ставим из бамбуковых шампуров расчалки.Убираем флаттер киля самолета из потолочки ЛМ-16Стабилизатор в хвостовой балке фиксируется только за счет трения, поэтому, во-первых тот вырез на киле должен быть чуть меньше чем двойная толщина потолочки, а во-вторых — нужно будет сделать еще накладки как на фотографии ниже.Фиксация стабилизатора ЛМ-16 (самолета из потолочки)Сам стабилизатор самолета ЛМ-16 клеим из двух слоев потолочки. Для кабанчика внутрь в руль высоты вклеиваем бальзовую пластинку. В качестве петель используем две плоские нейлоновые петли (вблизи кабанчика, на общем чертеже показано) и целую тучу петель из двухстороннего скотча. Плюс еще при обтяжке скотчем можно прихватить с одной стороны. Но тут уж каждый может делать как хочет.

Так как стабилизатор съемный, то при установке каждый раз нужно будет заново устанавливать тягу. Поэтому нужно использовать вот такие фиксаторы. Ну или вот такие, выбирайте сами.

Крыло из потолочки для ЛМ-16

В качестве обшивки используем мягкую подложку под ламинат. Удобный материал для этого. Вырезаем лонжероны из фанеры, сажаем на клей (суперклей, эпоксидка, ну или на крайний случай ППУ) трубки в прорези (как на фото). Для прочности проматываем ниткой, промазанной тем же клеем. Другие прорези можно не делать, хотя они дают экономию в 20-30 грамм. Лонжерон, кстати, делать на всю длину крыла не нужно — на краях консолей изгибающие моменты уже очень и очень маленькие. Размечаем лист обшивки, и клеим все Титаном прямо на него.

Крыло ЛМ-16 (обшивка, лонжероны) из потолочкиВот, что должно выйти. Не жалеем клея (все равно без фанатизма). Правда ждать, когда оно просохнет, придется долго, зато будет надежно. Ну и пользуемся угольником для вертикальной ориентации плоскости нервюр.Каркас крыла из потолочки (ЛМ-16, FPV самолет)Отверстия под сервопровод — нужно оплавить наконечником термопистолета. Это уберет концентраторы напряжений (вырезать аккуратно прямоугольные отверстия все равно не выйдет) и прочность нервюр не упадет. А можно и забить на это :) .

Сразу же предусматриваем возможность крепления петель. Просто вклеиваем кусочки фанеры в нужных местах (на фото видно). Далее промазываем все торцы титаном (хорошо так промазываем) и прикладываем верхнюю часть. Отрываем…

Каркас крыла из потолочки (ЛМ-16, FPV самолет)

… ждем с полминуты (или больше)… и прикладываем верхнюю часть обшивки уже навсегда. И опять же под пресс.

Пока все сохнет — делаем элероны из потолочки. Не подложки под ламинат, потому что тут жесткость нужна. Элерон з потолочки для ЛМ-16 (FPV)Ответная часть кабанчика находиться внутри элерона, это намного упрощает установку кабанчиков, и … улучшает внешний вид. Петли в элерон ставим до обшивки. Под кабанчик — кусочек тонкой бальзы, или шпона. Ну или другое что нибудь прочное, легкое и тонкое.

На этом пока все, дальше доводка, обтяжка и т.д. Фотографий всего этого не сохранилось.  Возможно я что-то еще напишу потом. Если остались неясные моменты — задавайте вопросы.

Интересных полетов вам :)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>