Постройка самолета из потолочки. Настройка аппаратуры

Итак, самолет построен, электроника установлена. Осталось ее настроить (углы отклонения рулевых поверхностей, правильное направление их вращения и т.д.). Для этого нам нужен будет пульт и шнур подключения его к ПК. Кроме того — еще понадобится программное обеспечение и драйвера к шнурку.

Настраиваем электронику на самолете из потолочки

Оговорюсь, что настройка приемника на передатчик мной будет описана отдельно, подпайка нужных разъемов к проводам регулятора скорости — тоже отдельно. Точно так же отдельно будет описание ручек управления передатчика и подробное описание программы настройки связи передатчика с компьютером. Придется это сделать, иначе статья будет непомерно огромной и запутанной. Здесь только настройка электроники, а все выше описанные моменты — постараюсь побыстрее описать и так же выложить.

Временно кратко опишу подключение всего оборудования к приемнику

1. Подключаем к приемнику все сервомашинки и регулятор. Соблюдайте полярность включения — черный провод штекеров сервомашинки должен быть с самого края приемника (на рисунке показано)

2. Включаем передатчик и подключаем регулятор к аккумулятору. Пока что без мотора, но если у вас провода, к которым должен подключатся мотор с оголенными контактами — настоятельно рекомендую их изолировать чем нибудь. Та хотя бы скотчем. Иначе сожжете регулятор!

После этих действий — можно начинать настройку.

Настройка сервомашинок

В прошлой статье я упоминал, что перед тем, как фиксировать качалку сервомашинки фиксирующим шурупом, нам нужно сначала установить сервомашинку в нулевое положение. Для этого ее нужно подключить к работающему приемнику. И хоть на видео, которое я успел снять до того, как ЛМ-17Б был окончательно демонтирован (сегодня это произошло) — виден весь процесс, но опишу и словами.

  1. Включаем передатчик и выставляем триммеры руля высоты и элеронов в среднее (нейтральное) положение
  2. Подаем питание на приемник (подключаем регулятор скорости, подключенный к аккумулятору)
  3. Снимаем качалку с сервомашинки (чтобы не сломать ее случайно, когда она установиться в нулевое положение при неправильно установленной качалке)
  4. Подключаем сервомашинку к приемнику (руль высоты на «Канал 2″, элероны на «Канал 1″). Сервомашинка должна установиться в нейтральное положение.
  5. Устанавливаем качалку с тягой так, чтобы руль высоты (элероны) были в нейтральном положении.
  6. Проверяем работу сервомашинки, двигая ручками управления до отказа (не забывая сдвигать и триммеры тоже)
  7. Фиксируем качалку шурупом, если все правильно

Кстати, напоминаю — с тягами, изготовленными из скрепки, вы можете регулировать нулевое положение, изгибая саму тягу.

А вот само видео. Самолет весьма страшно выглядит — это он после аварий…

Если вдруг остались непонятные моменты — пишите, поправлю. Теперь о направлении вращения рулевых поверхностей.

Настройка направления движения рулевых поверхностей

Управление по тангажу. Руль высоты отвечает за движение самолета «вверх-вниз». Когда правая ручка управления (правый  стик) на передатчике взят на себя (вниз, если поставить передатчик вертикально) — самолет должен задирать нос вверх. А для этого — руль высоты должен в этот момент быть повернут вверх (неточно, конечно сказал). И наоборот. Чуть ниже на видео это продемонстрировано

Если руль высоты реагирует неправильно (идет вниз при взятии ручки «на себя») — это значит что управление у вас инвертировано, и это надо исправлять. Для руля высоты — это можно сделать двумя способами. Первый способ — это механический — просто переставив качалку.

Второй способ — через программу настройки передатчика.

Первый кадр — это окно программы при старте. Нажимаем кнопку Settings, и выбираем СОМ порт, на котором находиться ваш шнур соединения с ПК. У меня это СОМ3. Вы можете попробовать посмотреть это в диспетчере устройств. (Как до него добраться — поищите в интернете по фразе «Как открыть диспетчер устройств в Windows XP, Vista и Windows 7″)После выбора порта нажимаем кнопку Revserve (с ошибкой подписана :) ) и ставим (или снимаем) галочку напротив соотвествующего канала (1 — элероны, 2 — руль высоты). После нажатия кнопки ОК — передатчик сразу же начнет выдавать уже подправленный сигнал. Т.е. ничего подтверждать не нужно.

Управление по крену. За это отвечают элероны. Крен — это поворот относительно продольной оси. Проще говоря — при движении правого стика влево — левая консоль должна начать вращатся вниз, правая — вверх. Для этого — элерон на левой консоли должен быть поднятым, на правой — опущеным. Если это не так — то для элеронов, к сожалению, возможен только второй способ исправить это — через программу (Поставить или снять галочку на канале СН1)

После этого у вас сервомашинки должны правильно откликаться на ручки управления. Сейчас сниму все же видео. Но на видео будет не ЛМ-17Б (он уже полностью демонтирован), а Сбач. Впрочем — сути это не меняет

Настройка расходов сервомашинок

Важный этап. Расходы рулевых поверхностей — это максимальные величины их отклонения от нейтрального положения. Иными словами, чем больше расходы — тем самолет сильнее реагирует на ручки управления. Не нужно думать, что поставив расходы побольше, вы обязательно сделаете самолет послушным и хорошо управляемым. Ведь чем больше расходы — тем точнее должны быть ваши движения при управлении, а для новичка это очень сложно поначалу. Для спокойного и плавного полета — расходы должны быть поменьше. А для акробатических трюков — побольше (нам это не нужно, ведь  ЛМ-17 — не 3D акробат)

Посмотрите на схемы, показывающие принцип механической настройки расходов. Расходы можно, кстати, настраивать и программно, но это пока не будем рассматривать.

100% расходы на этих рисунках означают, что угол поворота сервомашинки почти полностью перейдет в угол поворота рулевой поверхности (а это около 30 градусов в обе стороны от нейтрали). Строго говоря, на самом деле, когда говорят о расходах 100% — имеют в виду, что максимальные углы отклонения рулей равны расчетным углам для данного самолета (для ЛМ-17 — где-то 20 градусов в обе стороны). На рисунках эти значения наведены для сравнения. Т.е. не для ЛМ-17.

Логика такая: чем дальше от оси вращения сервомашинки закреплена тяга — тем большие расходы. Для кабанчика — все наоборот — чем ближе к оси вращения элерона/руля высоты — тем больше расходы.

Настройка очень проста — на кабанчиках используем самое дальнее отверстие, на качалке — используем 2 или 3 отверстие, считая от края. Приблизительно так, как на картинке при 50% расходах. Так же и для элеронов.

Все, управление по тангажу и крену настроено.

Настройка правильности вращения мотора на самолете из потолочки

С мотором все просто — нам всего лишь нужно добиться правильного направления вращения.

Устанавливаем пропеллер. Пожалуй сразу видео. Так проще, наверное будет. Имейте в виду, что штатное резиновое кольцо пропсейвера я потерял, и заменяю его обычной резинкой, сложенной вчетверо (чтобы получилось кольцо такого же диаметра). Можете точно так же делать, если уверены, что у вас точно такие резинки как у меня. Меня эти резинки еще ни разу не подвели

Кстати, не вздумайте устанавливать пропеллер на незакрепленный мотор. Правда, при соблюдении осторожности — вы можете попробовать включить мотор с пропеллером держа его за крестовину, но… за последствия я НЕ ОТВЕЧАЮ. Пропеллер достаточно острый, мотор достаточно быстр и мощный… палец может и не отрубит, но кость поцарапает — гарантирую. Итак — я предупредил. И вообще — старайтесь избегать включения мотора с пропеллером просто так (только когда летаете, или тестируете, или настраиваете) — можно например отключать от мотора один из проводов — тогда он не будет вращаться, при случайном включении. Ладно, мы отвлеклись, хотя техника безопасности важна для вашего здоровья :)

Проверка правильности вращения мотора

Включаем передатчик, триммер тяги — вниз на минимум, ручку тяги тоже вниз на минимум. Подключаем регулятор скорости сначала к приемнику (Канал 3) и к аккумулятору. Держа самолет так, чтобы никого и ничего не задеть вращающимся пропеллером — осторожно добавляем тягу.

При первом включении — желательно, чтобы перед пропеллером никого не было — вдруг вы неправильно что-то сделали с установкой пропсейвера? Уж поверьте — лучше перестраховаться.

Проверяем, правильно ли вращается пропеллер — т.е. рвется ли самолет вперед, или наоборот — трусливо жмется назад к вашим рукам. Если неправильно (самолет не будет же летать вперед хвостом?) — то убираем тягу на ноль, отключаем аккумулятор, и меняем местами 2 любых провода идущих к мотору. Опять подключаем — и проверяем. Если хотите — можете попытаться дать полную тягу. Но очень прошу, относитесь к работающему пропеллеру с уважительной осторожностью.

Все, ваш самолет из потолочки полностью настроен и готов к полету

Но ведь не думаете ли вы, что уже можно идти летать?! Если вы еще ни разу не держали в руках пульт управления (т.е. если вы абсолютный новичок) — то вы почти гарантировано убьете с такими трудами построенный самолет. Сначала — нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО потренироваться в симуляторе, чтобы понять принципы управления. Если вы не новичок — то все равно — вам нужно «прочуствовать» ЛМ-17.

Для этого пока ищите и качайте симулятор Realflight  (например на rutracker.org поищите RealFlight G4 [L] [ENG] (2007) Полный набор). А в ближайшие дни — я опишу процесс настройки и подключения к нему пульта. Я надеюсь :)

Постройка самолета из потолочки:

1. Необходимые для постройки материалы.
2. Чертежи
3. Перенос чертежей на потолочку
4. Склейка. и Как правильно клеить потолочку полимерным клеем
5. Список необходимой аппаратуры.
Более дешевый список комплектующих
6. Окончание постройки корпуса
7. Установка аппаратуры
8. Настройка аппаратуры. и Описание программы t6config


Постройка самолета из потолочки. Настройка аппаратуры: 35 комментариев

  1. Подключается к приемнику как обычная сервомашинка. На 5 или 6 канал. (как правило — это крутилка какая то — когда выведешь крутилку на какое то крайнее положение — сервомашинка очевидно отпустит бомбу и она полетит вниз :) )
    А насчет пользоваться и устанавливать… у меня ведь нету этой бомбы… а кроме того — там ведь есть ссылка на блог, где об этом все написано :)

  2. Этот блог на английском, а переводчик переводит каждое слово отдельно и получается не текст а фигня!

  3. Ну вот такой, чтобы размах крыла 70-80см из пеноплэкса. Корпус из дерева 55-65см. та же аппаратура. Пеноплекс легко плавится и можно сделать так, как у настоящих самолетов, чтобы крылья спереди были толстые, а к задней части уменьшались. В корпусе сделать пару отверстий, где нибудь 5 на 5 см с крышками на петлях, чтобы аппаратуру можно было доставать. Крыло и корпус обтянуть бумагой, ну или просто приклеить, а потом еще сверху бумагой, которая в цветочном магазине продается. Ну а хвост из обычной потолочки. Чертежей у меня нету, но думаю, ты и сам сможешь сделать +)

  4. или можно цесну. которая с двойными крыльями ну знаешь такиее кро над смолётом и под самолётомю

  5. Я уже предлогал.. повторюсь -
    Как на счет Ла-7? Только не такого здорового как здесь (http://luckytech.ru/la7m-1.html), а раза в 2-3 поменьше. Ведь уже есть чертежи, уменьшить их и расчитать вес+электронику… Плюс он реально красивый

  6. Механик)) Вчера подарили самолёт на р/у)) Все подключил ещё до того как зашёл на сайт) Посмотрел по фото, всё правильно. Все работает, и двигатель , и хвостовое оперение, а вот на крыльях эти штуковины неа((( Помоги прошу, чё надо сделать..(

    • Не всегда. Вообще, я настраиваю этот режим не как «двойные расходы / нормальные расходы» а как «нормальные расходы / урезанные расходы»

  7. я заказал всю електронику. Но забил заказать пропсвейр. Можно его чемто заменить.Или он обязателен.

    • Можно обойтись и без него в принципе. Просто он очень часто сохраняет жизнь пропеллерам при неудачных посадках

  8. И ещё, Механик, как сделать так чтобы на киле была сервомашинка и чтобы можно поворачивать влево и вправо?

  9. Механик, а можно мне схему вашего Сбача или стабилизатора и руля высоты установленных на нем.

    • Сбач не мой, мне просто отдали его обломки после аварии для восстановления. К тому же он покупной. Так что ничего о нем у меня нет.

    • Та можно настраивать, двигая стиком управления оборотами. А зачем настраивать? Те настройки, что по умолчанию — вполне работоспособны.

  10. 1)Механик,на 75 % оборотах двигатель издает какое-то гудение ,что может быть ?:)
    2)На максимуме греется не хило ,не сгорит ?:)
    3)Сколько заряжаете аккумулятор и на сколько хватает ?:)

    • 1. Какой двигатель? Ссылку, хотя бы. Насчет гудения — непонятно, что имеется в виду. Может видео запишете?
      2. Конечно греется, и запросто может сгореть, если поставить слишком «сильный» пропеллер. Но даже и на «нормальном» пропеллере будет греться…
      3. Это смотря какой аккумулятор. Хорошим зарядником, при токе 1С — приблизительно полтора часа. На сколько хватает — ну тут уж зависит от емкости аккумулятора, мотора, и как летаешь. Я не ставил целью — «летать долго», поэтому мой «рекорд» (смешно, ага) — «аж» 15 минут :) . Не, серьезно, слишком много влияет на время полета. Сейчас у меня текущий самолет — может летать всего 5 минут… зато КАК он летает… (оч. мощный мотор и пропеллер).

  11. И еще подскажите пожалуйста :4) Вначале регуль пищал 1-2 раза,а щас бывает ставишь и он долго пищит ( и в этот момент движок не запускается,а сервы работают ),что это ?:)

    • Наверное запустили регулятор при ненулевом положении ручки управления газом? Или я не понял вопроса…

    • Как настраивать пульт при помощи программы t6config я написал вот здесь: http://luckytech.ru/t6config.html
      мотор и регулятор — не настраиваются. Т.е. регулятор, конечно, можно настроить, но это не нужно — главное — всегда включайте питание при минимальном значении тяги мотора (т.е. ручку газа — вниз до упора). Потом, наверное, напишу микростатью о настройке регулятора, а пока — не нужно.
      Настройка серв — все же описана в этой же статье.

  12. Ув. Механик можете придумать мотопланер, не сильно большой и для спокойного полёта.

    • Мотопланер… не сильно я люблю планеры (в том плане, что их нужно делать весьма аккуратно).
      Но а если подумать, то ЛМ-16 — переходной между самолетом и планером. Очень спокойно летает, если не нагружать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>