Игрушка своими руками: строительный мостовой кран

Захотелось сделать какую-то игрушку своими руками. А тут как раз увидел в Интернете радиоуправляемый башенный кран, и захотел сделать детям (угу, и себе тоже :) ) что-то похожее. Долго собирался с мыслями – ведь это нужно было спроектировать башню, поворотное устройство, и прочие мелкие конструктивные нюансы. А в итоге остановился на весьма простой идее – вместо башенного крана сделать мостовой козловой кран. Ну вот что-то похожее на то, что на фотографии слева.Первая версия крана была весьма страшненькая на вид.Каркас был сделан из реек сечением 1.5х1.0 см, соединенных между собой фанерными треугольниками при помощи саморезов с широкими шляпками. Клей принципиально не использовался, потому что хотелось, чтобы конструкция была разборная.

Сама тележка – из детского механического конструктора, рельсы по которым ездит тележка – тоже оттуда. Ага! Вспомнил почему на самом деле подумал о мостовом кране. Я ж схему увидел в инструкции к этому механическому конструктору. Там этот мостовой кран полностью планировался из металлических пластин и прочих элементов. Но, размеры не впечатляли, хотелось побольше.

Этот кран оказался не жизнеспособным. Во-первых – тележка застревала посредине, на стыке «железных рельс», они ведь были с закруглениями. Во-вторых – не была продумана ни система перемещения тележки по рельсам (вручную разве что), ни уж тем более система подъема груза.

Впрочем, система подъема груза все же была придумана спустя пару дней. На фотографии показаны части моторамы, в которой планировалось закрепить мотор с червячной передачей. А еще ниже показана эта моторама в сборе. Как видно – собиралось не очень аккуратно. Вот эта вот булавка – для того, чтобы нитка наматывалась на вал там где нужно. Есть у меня плохая привычка, от которой я вообще-то успешно начал избавлятся, – как только изготовление чего-то близится к концу – я начинаю делать все неаккуратно. Ладно. Все равно это не окончательная версия. Почти одновременно с этим, была найдена разломанная детская машинка с мотором, редуктором и батарейным отсеком. Поначалу пробовал крепить ее к стойке  – и делать систему ниток, которые будут перемещать тележку, скрученную из деталей конструктора, на которой была установленная моторама. Но испытания этой системы показали ее полную ненадежность: система ниток постоянно клинила, запутывалась и нормально не работала. Тогда пришла идея установить мотораму на эту разломанную машинку (вернее на то, что от нее осталось), и использовать все это как готовую тележку. Металлические рельсы, при этом конечно же убрать. Использовав батарейный отсек, на этой же машинке и систему радиоуправления, снятой с другой машинки, получил вполне автономную по питанию и управлению тележку для мостового крана. На фотографии – эта тележка показана вверх ногами относительно своего рабочего положения. А вот на двух следующих – в своем рабочем положении. На валы машинки были надеты резиновые трубочки, чтобы они не проскальзывали по деревянной основе крана. И получилась самодельная игрушка, которая состояла из двух независимых частей: радиоуправляемая тележка с пультом, и деревянная рама.

В таком виде самодельный мостовой кран был отдан на пользование детям.

 

Новая версия игрушечного мостового крана

Все же неудобная самодельная игрушка получилась. Да и не очень красивая, если говорить честно. А тут еще конкурс моделирования в школе — и прознав про мой авиамодельный опыт (угу, серьезно как звучит «авиамодельный опыт» — тут скорее подойдет — опыт ремонта авиамоделей после аварий :) ) — моего старшего сына (т.е. по сути меня) обязали изготовить что нибудь этакое на этот конкурс. Причем намекнули, что лучше бы это было что-то более серьезное, чем то, что может изготовить третьекласник. Мда, сам виноват — надо было больше сыном заниматься, чтобы он уже мог сам доказать — что он лучше других…  В общем, отвлекся я чего то. В условиях конкурса было поставлено жесткое условие — габариты — не более полуметра. А это на целых 30 см меньше габаритов уже готового мостового крана. Та и говорю же.. некрасивый он у меня получился тогда. Новый надо делать и аккуратно.

Изготовление моторамы игрушечного крана

Нарисовал чертеж (толщина фанеры — 3.7мм — а припуск на рез — оставлял около полмилиметра). Перенес его на фанеру при помощи прозрачной пленки. Вообще — удобный способ переноса чертежей на фанеру. Самоклейка не годится, потому что она просто не держится на фанере. Приклеивать — тоже не вариант — потом отдирать придется. А вот распечатать струйным принтером на прозрачную пленку для лазерного принтера, и пока краска не засохла — аккуратно приложить пленку с чертежом краской к фанере. Получается быстро, удобно и очень точно. Главное — предварительно подготовить поверхность фанеры — зашкурить ее, чтобы краска лучше было видна. Ну и еще — печатать нужно в зеркальном варианте.

Вырезаем детали, легонько ошкуриваем (заусенцы неприемлемы — все же игрушка для детей). И собираем на клей ПВА.

Очень удобные штуки — эти зажимы. Очень часто выручают в разных ситуациях. Вот кстати — вебкамеру, которой снимались эти фотографии — над столом держит такой же зажим :)

Ну и не смог удержаться — вот анимированный процесс сборки.

Корпус моторамы есть. Принимаемся за изготовление рамы. Делать будем ее из тех самых реек, сечением 10х15мм.

Изготовление каркаса самодельного строительного крана

Размечаем куски реек нужной длины

Разрезаем рейки на куски. Удобно такие рейки лобзиком пилить — пилка слишком много припуска берет. Да и неаккуратно.

Готовые рейки каркаса

Размечаем фанерные детали. Прямо на листе фанеры.
Вырезаем и обшкуриваем

Готовый набор для сборки каркаса самодельного строительного крана.
Начинаем собирать с горизонтальной балки. Ее собираем на шурупы. Клей не используем (чтобы была возможность разборки.
Привинчиваем шурупами (предварительно — сверлим под шурупы отверстия. Чтобы не треснули балки. Да и фанера не любит такого) фанерные детали. На фотографии — деталь привинчена неправильно. Линия — должна идти вровень с балкой, а я привинтил деталь ниже чем полагается.
Один из шурупов, крепящих деталь к балке — тот, которым балка собирается. Чтобы проделать отверстие в нужном месте — то деталь кладем между частями балки — и сверлим вдоль уже готового отверстия.
Ну а потом деталь забираем наверх. Где ее и прикручиваем (я почти все детали так привинтил, когда наконец то понял свою ошибку.
Начал исправлять ошибку. Справа — уже правильно прикрученные детали. Зачем должны быть выступы? А это бортики, которые не дадут съехать тележке с моторамой с балки.
В процессе работы изменил чуточку принцип сборки. Фанерный уголок к верхней балке сначала крепиться одним шурупом. А к стойке — прикручен двумя. Тогда, контролируя при помощи угольника прямой угол…
… сверлим в верхней части угольника отверстие под второй шуруп. (Говорил — буду делать аккуратно — но уже пару лишних дырок сделал… Ну что поделать. Несмотря на то, что я уже делал этот кран — технология то все равно новая. Следующий, если соберусь делать, будет намного аккуратнее :) )
Аналогично крепим при помощи фанерных угольников все стойки.

Теперь нужно прикрутить к горизонтальной балке фанерный бортик.

Собранная верхняя часть каркаса самодельного строительного мостового крана.

Примеряем к нему собранную мотораму. Кстати, колесики на мотораме были взяты от сломанного детского строительного конструктора (там были этакие кубики с колесиками. Кубики сломались и выбросились, колесики я выбрасывать не стал (угу, плюшкинство чистой воды. Но тут хоть принесло пользу)
Начинаем размечать отверстия на основание каркаса.
Под контролем угольника — сверлим отверстия. Кстати, хорошо, что моя жена этого не видела. Несколько дырок в полу я все же сделал. Лучше, конечно, сверлить на какой то доске. Правда есть проблема — доска должна быть широкой, чтобы помещалась вся конструкция — а то будет очень неудобно держать.
И прикручиваем основание шурупами. Кстати, насчет шурупов — я их брал с широкими шляпками. Фанера других не потерпит…. ну и как я говорил — клей при сборке я не использовал — возможность быстрой разборки для удобной транспортировки — это весьма хорошая штука.
Готовый каркас самодельного строительного мостового крана.
Теперь займемся моторамой. Демонтируем из старой моторамы мотор и шестеренку и начинаем устанавливать их на новую мотораму.
Чтобы мотор плотно лежал в своем креплении — под него подкладываем кусок потолочки.
Выступающие части потолочки (после вдавливания мотора на свое место) срезаем.
Прикручиваем шурупами крышку крепления мотора.
Итак, моторама готова. Теперь надо заняться системой перемещения моторамы вдоль направляющих каркаса. Все же было решено сделать это при помощи системы ниток, но на этот раз сделать все очень аккуратно. В качестве мотора — используем сервомашинку, которая вышла из строя. Мотор внутри работает, но сигнал с приемника она не отрабатывает. Скорее всего умер потенциометр. Значит будет служить теперь не на самолете — а в строительном кране :) Разобрав сервомашинку, и выломав ограничители на потенциометре и шестеренках — получаем удобный моторчик с редуктором. Провода подпаиваем напрямую к моторчику, а на вал приклеиваем (и прикручиваем) маленький шкив, который берем из механического конструктора.
При помощи пятиминутной эпоксидки — приклеиваем переделанную сервомашинку к каркасу строительного крана. На фотографии, кстати, уже видно часть смонтированной на каркасе системы шкивов. И вал и шкивы взяты все с того же строительного конструктора.
Собираем шкив на другой конец балки каркаса.
Устанавливаем его (привинчиваем двумя шурупами, один из которых крепит шкив к кусочку фанеры)
Далее — протягиваем нитку. Для хорошего сцепления со шкивом мотора, делаем два оборота вокруг шкива. Для натяжения нитки — использована пружина. Проверяем, все красиво работает. И идем спать… а то на часах уже 3 часа ночи…

На утро разогреваем паяльник, ищем проводной пульт от старой сломанной детской машинки, и красиво оформляем всю проводку (повезло с пультом — в нем сразу есть батарейный отсек для 3 пальчиковых батареек. А сервомашинке лучше больше и не давать…). Наматываем на вал моторамы нитку, на конец нитки прикрепляем железную подкову. Как можно увидеть с фотографии — на этот раз направляющая для нитки у меня выглядит намного аккуратнее, чем в прошлой версии :) А вот тут оказалось, что электромагнит, который я планировал использовать в кране (тоже с механического конструктора) где то затерялся. А так как кран уже надо было относить на конкурс (ага, мне дали 5 месяцев на изготовление — а я все отложил на последний день!) — то вцепил на железную подкову парочку мебельных магнитов. Постоянный магнит — лучше чем крюк.

Делаем парочку фотографий и тащим кран на конкурс.

В школе снял видео. Жаль, что на мыльницу, но хоть что-то.


Игрушка своими руками: строительный мостовой кран: 5 комментариев

  1. Этот кран на городском конкурсе занял первое место. :) Теперь ждем его возвращения с областного конкурса, где пока что еще находится этот кран.

  2. Главное дабы вернулся ;) У меня обычно с концами все уходило на подобные мероприятия.

    • Дык, эта штуковина уже на всеукраинский конкурс ушла :) Вот уж не ожидал. Не вернеться — другой сделаю. Получше и ПОБОЛЬШЕ. Чтобы картошку можно было с огорода забирать :)

      • Забавно, но сегодня углядел свой кран среди всяких поделок в центре детского творчества. Вот теперь думаю, может зря забрал оттуда… хотя, если глянуть на счастливое лицо младшего сына — наверное не зря.
        В итоге — игрушечный мостовой кран спустя два полтора года вернулся домой :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>