Парашютная система спасения модели самолета (Полеты, лето 2013. 7 день)

Изготовление парашюта для модели самолета своими рукамиПожалуй, немножко забегу вперед в описании того, как проходили полеты лета 2013 года (пожалуй, буду так их и называть.  А то авиасимпозиум уж слишком пафосно :) ). По простой причине — эту статью я уже опубликовал на паркфлаере.

Как-то, впервые увидев систему спасения настоящих самолетов в действии, когда целый самолет спускается на большом парашюте, захотелось сделать что-нибудь подобное и для авиамодели.  Парашют пошит уже был давно (там еще дополнительно о том, зачем мне парашют). Осталось только установить его на самолет.

Парашютная система спасения модели самолета

Долго думал, как производить выпуск парашюта. Ведь это не просто сбрасывается груз с самолета — это сам самолет должен опускаться на парашюте. Такие варианты как использование пирозарядов, выбрасывающих парашют — были отброшены по причине отсутствия этих пирозарядов (да и, подозреваю, что времени на отладку технологии ушло бы немало). В итоге, было придумано, что парашют будет устанавливаться снизу фюзеляжа и выпускаться под действием встречного воздушного потока и силы тяжести, т.е. вниз и назад. После того как парашют раскроется самолет переворачивается и снижается в перевернутом состоянии.

Установка и укладка самодельного парашюта

Изначально у меня в парашюте было 15 строп. Несмотря на мои опасения, что нечетное количество мне помешает — все получилось очень хорошо. 3 групы строп по 5 в каждой — одна крепится на хвостовую балку, еще две — на консолях. Точки крепления строп нужно подобрать так, чтобы центр тяжести самолета оказался ровно посредине между ними.Установка парашюта, сделанного своими руками, на модель самолетаПервая укладка производилась по подсмотренной в Интернете схеме укладки настоящего парашюта. При испытаниях оказалось, что такая схема вполне работоспособна — купол раскрывается. Но уж очень много времени уходит на укладку. Поэтому перешли на более быстрый способ укладки, позволяющий уложить парашют прямо в полевых условиях за несколько минут.

Стропы закрепляем бумажным скотчем для того, чтобы при выпуске парашюта они не запутались. Бумажным скотчем — потому что он должен отлететь при выпуске.

Система выпуска парашюта

Идея была подсмотрена на паркфлаере у Cергея Алексеева. Только я ее упростил. Сервомашинка с качалкой клеится на термоклей на наружную боковую поверхность фюзеляжа. Подключается на 5 (или 6) канал в приемник. Пульт настраивается на использование крутилки. При установке парашюта — крутилку устанавливаем в крайнее положение и цепляем за нее резинку. При выпуске — поворачиваем крутилку до упора, резинка соскальзывает и освобождает парашют.Изготовление парашюта для модели самолета своими рукамиСверху парашют нужно прикрывать листом бумаги (его видно на видео с укладкой парашюта). Вначале думалось, что тем самым улучшится аэродинамика. Но потом оказалось, что бумага нужна по другой причине. В жаркую погоду резинка начинает липнуть к ткани парашюта и при выпуске как бы стягивает его на бок. После этого парашют почти неминуемо за что-то цепляется. Если с бумагой — то резинка легко с нее соскальзывает и парашют сразу же улетает строго вниз и назад.

Испытания парашютной системы спасения модели самолета

Во время отработки технологии укладки строп, парашюта и прочего — было сделано десяток запусков. Почти все они были неудачными. Из почти удачных — было только несколько (с оборванной стропой, с неверно закрепленной стропой — слишком далеко от ЦТ, что приводило к схлопыванию купола). Но вот когда технология была полностью отработана — получилась система спасения/посадки срабатывающую всегда так, как нужно. Главное, при укладке — стараться не перепутать стропы, т.е. укладывать парашют так, чтобы нужные части сложенного купола «смотрели» на точки крепления «своих» строп.Изготовление парашюта для модели самолета своими руками Одним словом, пока отработали технологию с парашютом — мотору, установленному на ЛМ-07, проработавшему почти три года, пережившему столько аварий и ремонтов — наконец-то пришел конец. Пока не разбирался почему, либо междувитковое замыкание, либо обрыв одной из обмоток. Поэтому испытания были закончены уже потом, когда Термит с Борисом уехали. На ЛМ-07 был установлен очень мощный мотор с пропеллером 12х12 (об этом еще поговорим) и когда он наконец получил новое крыло..

Вот видео с борта и земли с тремя удачными срабатываниями парашютной системы спасения. (по правде — в первом полете — стропы перекрутились все же, но успели раскрутится до контакта с землей). Камера на борту ориентирована вниз и назад (под углом).

Внимание — громкий звук на бортовом видео!

 До серьезной системы спасения, конечно же, далековато. Объем, вес, способ крепления парашюта — не позволяют его использовать для штатной, постоянно установленной системы спасения, но эти проблемы легко решается покупкой более тонкой и легкой ткани.Изготовление парашюта для модели самолета своими руками


Парашютная система спасения модели самолета (Полеты, лето 2013. 7 день): Один комментарий

  1. Замечательно! СПАСИБО ОГРОМНОЕ за всеобъемлющие пояснения и наглядные видеосюжеты! Ваши испытания показали, что конструкция парашюта хорошая, он правильно и логично закреплен на самолете. Если ткань будет тоньше, очевидно, процесс падение самолета будет более замедленным. Это то, что мне было нужно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>